Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 1 - Введение

1.1. Понятия и определения

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

 Нейролингвистика - междисциплинарная область знаний, занимающаяся изучением психических процессов и их мозговых механизмов, лежащих в основе речевой и мыслительной деятельности.

Важность нейролингвистики осознается всеми гуманитарными специалистами в разных странах мира как в практическом аспекте - для нужд обучения речи и языку, коррекции речевых нарушений у детей и взрослых и т.д., так и в фундаментальном - для разработки проблем самой лингвистики и психологии, так как методы нейролингвистики позволяют верифицировать теоретические постулаты, разрабатываемые этими науками.

Курсы нейролингвистики читаются лишь в некоторых вузах России, результатом чего является практически полная неподготовленность в этой области не только самого широкого круга учителей, воспитателей детских учреждений, логопедов и детских психологов, но и преподавателей высшей школы и научных работников. Одна из задач данного проекта - попытка восполнить отставание отечественных педагогических и научных организаций с помощью реализации удаленного доступа и дистанционного обучения в режиме самостоятельного получения знаний.

Данный курс рассчитан на студентов и аспирантов, специализирующихся как в области гуманитарных знаний (лингвисты, психологи, педагоги), так и в области фундаментальной и практической медицины и биологии (физиологи высшей нервной деятельности, нейропсихологи, речевые терапевты, психиатры, медицинские психологи и др.).

Необходимость чтения такого курса очевидна: специалист любого профиля, изучающий речевые и иные высшие психические функции (как и любой педагог), не может адекватно и эффективно работать ни в теоретической, ни в практической областях, не зная закономерностей организации речи и мышления, их физиологического и нейропсихологического базиса и эволюции, методов изучения, лингвистического и психологического анализа основных типов речевой патологии.

 Психолингвистика - это наука, предметом которой является отношение между системой языка (языком как предметом) и языковой способностью" (Леонтьев).

Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной "образующей" образа мира человека, с другой.

Нейро- и психолингвистика являются стремительно развивающимися кросспредметными дисциплинами. Это вызвано не только успехами в экспериментальных - особенно нейро- науках, позволившими изучать речевую и мыслительную деятельность с помощью таких невозможных ранее методов как различные виды функционального картирования мозга, акустического анализа и синтеза речи, неинвазивных методик речевого тестирования (моно- и дихотическое прослушивание устных и тахистоскопическое предъявление письменных текстов и т.д.), но и осознанной наконец необходимостью введения психо- и нейролингвистических знаний в обиход специалистов-практиков.

То, что один из крупнейших филологов ХХ века Р. Якобсон обращается к вопросам патологии речи, очень показательно. Он подчеркивает эффективность использования материала по патологии речи для собственно лингвистических исследований, для самого языкознания. В свою очередь, врачи, нейропсихологи и логопеды просто не могут обойтись без лингвистических знаний, а лучше даже, без участия лингвиста в диагностике, прогнозе и восстановлении речевых функций при различных формах патологии. Заслугой Якобсона перед этой областью заний является установление законов, по которым происходит усвоение звуков языка ребенком, введение в афазиологию таких кардинальных понятий как синтагматика и парадигматика, легших в основу классификаций речевых расстройств, семиотическое описание право- и левополушарных функций (см. "Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии", "Мозг и язык", "Лингвистические типы афазий", Якобсон, 1985)

О роли эксперимента в языкознании писал еще Л.В. Щерба - профессор Санкт-Петербургского университета, основатель лаборатории экспериментальной фонетики, замечательный лингвист и широко мыслящий филолог. В своей работе "О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании" под экспериментом в языкознании Щерба понимает проверку положений нормативной языковой системы фактами живого языка, подчеркивая необходимость изучения "отрицательного" языкового материала (ошибок разговорной речи, ошибок при усвоении языка ребенком, второго языка взрослым, ошибок распада речи при патологии и т.д.).

Крупнейший отечественный психолог и филолог Л.С. Выготский внес неоценимый вклад в нейропсихологический анализ речевых процессов, понимая развитие психики как процесс создания систем межфункциональных связей и структур, ответственных за определенный психический процесс - речь, восприятие, память. Российская наука, благодаря работам таких выдающихся учёных как Л.С. Выготский и его сподвижник А.Р. Лурия и их последователей, сделала очень много для становления и развития нейролингвистики, что было по заслугам оценено мировым научным сообществом: достаточно указать на то, что ни одно серьёзное исследование в этой области не обходится без сслылок на работы этих исследователей, а практически все авторитетные классификации речевых расстройств в основе своей имеют разработанные московской нейролингвистической школой принципы.

Трудной себе представить сейчас и учебник по лингвистике, в котором не разбирались бы вопросы мозговой организации речевых процессов. Достаточно назвать такие известные в этой области знаний имена имена как U. Bellugi, D. Benson, Sh. Blumstein, A. Caramazza, S. Curtiss, F. Goldman-Eisler, R. Brown, V. Fromkin, P. Greenfield, L. Menn, I. Moen, D. Molfese, L. Obler, G. Ojemann, M. Paradis, S. Pinker, E. Warrington, K. Wexler, S. Witelson, H. Whitaker D.&E. Zaidel, E. Zurif, чтобы стало очевидно, что без специальных курсов по этим наукам, образование специалистов, связанных с речью, было бы недопустимо неполным.

Не оставляет также сомнений необходимость данного курса с общепедагогических позиций. За редкими исключениями, методы - или, точнее сказать, модели - обучения как взрослых, так и детей не вполне удовлетворительны с психологической и общебиологической точек зрения. Это вызвано тем, что при их разработке не учитываются различия в типах организации нервной системы индивидуумов, их психофизиологические и когнитивные особенности. Напротив, стиль обучения, как правило, рассчитан на некоего теоретически "среднего" человека - вне специфики пола, возраста, типа национальной культуры, языка и т.д. Это приводит к тому, что человек, обладающий способностями и желанием учиться, тем не менее может достигать посредственных или просто неудовлетворительных результатов из-за несовпадения "стиля" образования с индивидуальным стилем. Роль учета индивидуальности подчеркивается и в таких новых, но бурно развивающихся областях как компьютерное дистанционное обучение.

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.