Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.1.2. Оперативные языковые принципы и универсалии

Черниговская Т.В.*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Путь развития языковых средств для выражения намерений ребенка прокладывается общим когнитивным развитием: основная система отношений уже сформирована на доречевом уровне. Общепризнано, что стадии когнитивного развития - универсальны. Исходя из этого может быть сформулировна важнейшая психо- и нейролингвистическая универсалия.

 Важнейшая психо- и нейролингвистическая универсалия: Скорость и последовательность развития семантических отношений, выражаемых средствами языка, является постоянной, независимо от специфики языка - то есть принятых в данном языке формальных способов выражения данных семантических отношений.


Например, одним из первых семантических отношений формально маркируется отношение глагол-объект.

Ограничения, накладываемые на речевое поведение со стороны долговременной (хранение и организация языковой системы) и кратковременной (текущий процесс речи) памяти, следующие. И взрослый, и ребенок в процессе речевой деятельности находятся в условиях исчезающего сигнала и исчезающего слухового образа. Объем кратковременной памяти, необходимой для обработки высказывания, с возрастом увеличивается - но до определенного предела. Этим - невозможностью перцептивной обработки - объясняется отсутствие потенциально допустимых, но требующих большой оперативной памяти, грамматических структур в человеческом языке, а также отсутствие до определенного возраста "длинных" структур у детей.

Анализируя процесс овладения речью детьми, мы видим не только психо-, но и нейролингвистические закономерности - игру баланса право- и левополушарных функций: от правополушарной имитационности без анализа закономерностей, до левополушарного выведения правил и, наконец, до полной - правополушарной - автоматизации языкового навыка. Эта тенденция вполне согласуется с данными нейронаук о более древних фило- и онтогенетических механизмах правополушарной обработки информации.



Назад     Наверх     Вперед


*  По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.