Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.1.2. Оперативные языковые принципы и универсалии (окончание)

Черниговская Т.В.*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Перечисим ниже основные оперативные принципы и языковые универсалии:

 Пост-глагольные и пост-номинальные маркеры локативных отношений усваиваются раньше, чем пре-глагольные и пре-номинальные (т.е. для каждого семантического понятия его грамматическая реализация в форме суффикса или послелога усваивается ребенком раньше, чем в форме префикса или предлога).

 Оперативный принцип A: Обращай внимание на конец слова.

 Оперативный принцип B: Фонологические формы слов могут ситематически (по правилам) изменяться (флексии).

 Оперативный принцип C: Обращай внимание на порядок слов и морфем (например, предложения с нетипичным порядком слов интерпретируются маленькими детьми как-будто они построены стандартно).

 Оперативный принцип D: Избегай прерывания или перегруппировки языковых единиц (тенденция сохранения глубинных языковых структур при их поверхностной реализации; везде, где можно, прерывистые морфемы - типа ‘ne... pas’ сокращаются или заменяются непрерывными; чем дальше друг от друга связанные по смыслу части предложения, тем больше вероятность неправильной их обработки).

 Оперативный принцип E: Глубинные семантические отношения четко маркированы внешними средствами (очень " мешает", например, ребенку нулевая морфема - "совов" вместо "сов", "sheeps" вместо "sheep"; избегание омономичных форм и стремление к "уникальным"=тем, которые раньше ребунку встретились; отказ замены "I will" на "I’ll"; более легкое понимание сложного предложения со всеми его элементами - даже с теми, которые могли бы быть опущены "I see the man the boy hit"имитируется как "I see a man who a boy hit").

 Оперативный принцип F (СВЕРХРЕГУЛЯРИЗАЦИЯ): Избегай исключений (в связи с этим принципом выделяются стадии овладения формой выражения какого- либо семантического понятия: (1) маркировка отсутствует, (2) правильная маркировка в некоторых случаях, (3) избыточная маркировка (4) адекватная маркировка по нормам данного языка) D.Slobin называет этап сверхгенерализации "империализмом флексий").

 Оперативный принцип G: Использование грамматических маркеров должно быть семантически осмысленным (например, выбирается из серии возможных вариантов наиболее типично выражающий данную семантику. Интересно, что англоговорящие дети никогда не употребляют флексию continuous - ing с глаголами состояния want, like, need, know, see, here, т.е. эти глаголы не подвержены сверхгенерализации; при этом, они вполне могут говорить "I knowed").


Анализируя процесс овладения речью детьми, мы видим не только психо-, но и нейролингвистические закономерности - игру баланса право- и левополушарных функций: от правополушарной имитационности без анализа закономерностей, до левополушарного выведения правил и, наконец, до полной - правополушарной - автоматизации языкового навыка. Эта тенденция вполне согласуется с данными нейронаук о более древних фило- и онтогенетических механизмах правополушарной обработки информации.

Назад     Наверх     Вперед


*  По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.