Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.2.2. Речевые акты в раннем возрасте (окончание)

Черниговская Т.В.*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Дети на этой стадии речевого развития продолжают использовать в основном два типа речевых актов: утверждения и просьбы. Оба они принадлежат к тому классу, который Антинуччи и Паризи [Antinucci, Parisi, 1973] назвал репрезентативами и директивами, Поясним, что репрезентативы используются для выражения убеждения говорящего в истинности пропозиционального содержания, а директивы используются для того, чтобы заставить слушающего действовать в ответ на просьбу говорящего совершить поступок или предоставить информацию. Дети могут также использовать один или два примитивных экспрессива, приветствуя кого-либо словом hi 'здравствуй' или выражая тревогу с помощью oh-oh. В этом возрасте они не дают обещаний (комиссивы), не делают заявлений типа "Я отказываюсь" (декларативы). Репертуар их речевых актов не увеличивается до тех пор, пока дети не станут значительно старше, но у них вырабатываются различные формы утверждения и просьбы, которые они используют, как только начинают порождать более длинные высказывания.

Когда дети начинают комбинировать слова, то те слова, которые они отбирают, часто указывают на функцию высказывания – на предполагаемые речевые акты.

Сирль [Searle, 1975] проанализировал высказывания маленькой итальянской девочки по имени Клаудиа. Они обнаружили, что при выражении просьбы она постоянно называла либо говорящего (Claudia, me), либо слушающего (например Mamma) в комбинации с другими словами типа dai или tazie 'дай' или oio 'хочу'. При выражении утверждения, однако, Клаудиа редко адресовалась к говорящему или слушающему и никогда не пользовалась словами дай или хочу, Слобин [Slobin, 1970] наблюдал тоже при анализе двусловных высказываний детей на нескольких различных языках (английский, немецкий, русский, луо, финский и самоа).Так например, слова here, there, sее, that ‘здесь, там, смотри, вот’ были характерны для утверждений, в то время как в просьбах скорее появлялись слова типа more, want, give ‘еще, хочу, дай’ [Gruber, 1973; Halliday, 1975].

Некоторые примеры утверждений и просьб, используемых на этапе двусловных высказываний, приведены в таблице 2.

Таблица 2
Утверждения и просьбы, используемые на этапе двусловных высказываний

Речевой акт Высказывания
Утверждения
Присутствие объекта "Вижу мальчика, Вижу носок. Та машина".
Allgone shoe. No wet. Byebye hot.
Отрицание присутствия "Нет ботинка. Не мокро. До свидания, сосиска".
Bill here. There doggie. Penny innere.
Локализация объекта "Билл здесь. Там собачка. Монетка  внутри".
My milk. Kendall chair. Mama dress.
Обладание объектом "Мое молоко. Стул Кендалла. Мамино платье".
Pretty boat. Big bus.
Качество Pretty boat. Big bus.
"Хорошая лодка. Большой автобус".
Текущие события Mommy sleep. Hit ball. Block fall.
"Мама спит. Ударить по мячу. Кубик упал".
Просьбы
Совершить действие More taxi. Want gum. Where ball?
"Еще такси. Хочу жвачку. Где мяч?"
Об информации Where doggie go? Sit water?
"Куда собачка идет? Сесть в воду?"
Отказ No more. "Больше не надо".

Назад     Наверх     Вперед


*  По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.