Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.2.4. Просьбы

Г. Кларк, Е. Кларк*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

На данном этапе речевого развития просьбы, по-видимому, могут быть двух видов: просьбы совершить какое-либо действие и просьбы об информации. Просьбы совершить действие могут просто содержать в себе название того предмета, который ребенок хочет получить, как, например, Give candy ‘Дай конфету’ или Want milk ‘Хочу молока’, либо они могут приобретать форму вопроса, начинающегося со слова Where ‘где’, как, например, в Where ball? ‘Где мяч?’. Вообще вопросы, начинающиеся со слова where ‘где’, часто используются в просьбах совершить действие, обращенных к маленьким детям. Например, Where's your nose? ‘Где твой нос?’ и Where's your ball? ‘Где твой мяч?’ являются просьбами о действии; в первом выражена просьба показать, во втором – достать [Holzman, 1974].

Просьбы об информации в это время не очень распространены: дети могут задавать вопросы, требующие простых ответов "да" или "нет", используя с этой целью восходящую интонацию, как в Sit water ‘Сесть в воду’, пристально глядя на слушающего после своего высказывания или используя и то и другое. В иных случаях просьбы об информации приобретают форму вопроса, начинающегося со слова where ‘где’, как в Where doggie go? ‘Куда идет собачка?’. Дети также используют отрицательные просьбы, которые могут совпадать по форме с отрицательными утверждениями. Например, No more ‘Больше нет’ может иметь значение просьбы: ‘Не делай этого больше’ или утверждения: ‘Больше не осталось’. Интонация высказываний детей в этом возрасте не может быть надежным ориентиром [Weir, 1962]. Однако, когда дети активно отталкивают что-нибудь, их высказывания могут рассматриваться как негативные просьбы.

Назад     Наверх     Вперед


*  Использована статья Г.Кларк, Е.Кларк "Как маленькие дети употребляют свои высказывания"