Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.2.6. Новая информация

Г. Кларк, Е. Кларк*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Однословные высказывания могут содержать либо данное, либо новую информацию, но в отдельных словах нет ничего, что позволило бы определить, какого рода информацию ребенок намеревался передать. Гринфилд и Смит [Greenfield, Smith, 1976] выдвинули предположение, что на рассматриваемом этапе развития дети говорят о том, что является новым для них. Рассмотрим следующие высказывания и контекст их появления:


10. Ребенок играет со своим игрушечным медвежонком на полу, когда он замечает кубик, лежащий под диваном. Он указывает на него и говорит: Block (Кубик).
15. Ребенок стоит около раковины и держит в руках кусок мыла. Когда мать включает воду, девочка говорит: Hot (Горячая).
16. Ребенок входит в комнату, смотрит ну одну из ламп, которая зажжена, и говорит: Light (Свет).

В каждой из этих ситуаций дети говорят, по-видимому, о том, что представляется новым для них: в 10 – кубик был только что замечен, в 15 – была пущена вода; в 16 – был включен свет. То, что является новым для говорящих детей, может, конечно, быть или не быть новым для слушающих [Miller, 1975; Weisenburger, 1976]. Записи речи детей, находящихся на стадии однословных высказываний, также дают основание предположить, что говорящие сосредоточены на новой информации. Так, например, большинство детей на этапе однословных высказываний могут, отвечая на вопрос, обеспечить передачу новой информации.

Гринфилд и Смит описывают несколько примеров диалогов между Ники в возрасте 1.6 и его матерью:

l7. Мать: What dо you want? ‘Что ты хочешь?’
Ники: Shovel, ‘Лопатку’.
18. Мать: Do you want some milk? ‘Хочешь, молока?’
Ники: [Ва] nаnа. ‘Банан’.

В каждом из этих случаев Ники предоставлял информацию, которая была новой для слушающего, т.е. его матери. Соответствующие ответы на вопросы по определению являются новой информацией.

Назад     Наверх     Вперед


*  Использована статья Г.Кларк, Е.Кларк "Как маленькие дети употребляют свои высказывания"