Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.2.7. Фокальное ударение

Г. Кларк, Е. Кларк*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Хотя подчас трудно решить, какая информация является новой, а какая данной в однословном высказывании, но, когда дети начинают комбинировать слова, они могут объединить в одном и том же высказывании данное и новое. С этой целью дети могут использовать порядок слов, либо упоминая сначала то, что является данным, а затем – новое, либо ставя новое на первое место и затем закрепляя его подходящей данной информацией. Они также могут использовать фокальное ударение для выделения нового в каждом высказывании.

В двусловных высказываниях дети часто произносят одно слово с более сильным ударением, чем другое.

Виман [Wiеman, 1974, 1976] провела исследование с участием независимых экспертов для того, чтобы определить, какое слово в двусловном предложении подчеркивалось больше; в исследовании участвовало 5 детей. Затем она проанализировала контекст, в котором появилось каждое высказывание, с точки зрения того, что говорили другие непосредственно перед высказыванием ребенка, и пришла к выводу, что дети на этапе двусловных высказываний систематически используют фокальное ударение для указания на новую информацию. Пятеро детей, обследованных Виман, обычно использовали порядок "данное – новое", но он мог быть инвертированным при ответе на определенные вопросы, либо когда добавлялась информация к некоторому начальному высказыванию, либо при порождении серии высказываний, описывающих текущие события. Например, Дэвид (возраст 2.1) использует порядок "новое – данное" в 20:

20. Мать: What's in the street? "Что на улице"
Дэвид: FIRETRUCK street. "ПОЖАРНАЯ, МАШИНА на улице".

Сет (возраст 1.9) обычно использовал порядок "данное – новое" с более сильным ударением на новом, но у него была склонность менять этот порядок на противоположный при добавлении информации, как в 21:

21. а. Man. [pause] BLUE man. ‘Человек. (пауза) ГОЛУБОЙ человек?’
б. Ball. [pause] NICE ball. [pause] ORANGE ball. ‘Мяч.(пауза) Хороший мяч. (пауза) Оранжевый мяч’.

Каждый атрибут – ‘голубой’ в 21а и ‘хороший’, за которым последовало ‘оранжевый’ в 21б, сообщал новую информацию. На эти слова падало более сильное ударение, чем на слова ‘человек’ или ‘мяч’. Еще один пример вариативного порядка "данное – новое" был получен в наблюдениях за Марком (возраст 2.5), когда он играл с шариками:

22. MORE marbles, ‘Еще шарики’ (берет еще один шарик).
Marble DOWN. ‘Шарик ВНИЗ’ (роняет его).
One marble MISSING. ‘Один шарик ПОТЕРЯЛСЯ’.
SEE marble. ‘ВИЖУ шарик’ (находит шарик на полу).

"Шарик" в этих высказываниях всегда представляет собой данную информацию, а новое зависит от того, что ребенок делает во время игры.

Назад     Наверх     Вперед


*  Использована статья Г.Кларк, Е.Кларк "Как маленькие дети употребляют свои высказывания"