Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.2.8. Получение подтверждения слушающего

Г. Кларк, Е. Кларк*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

На этапе двусловных высказываний дети начинают беседу в значительной степени таким же образом, как они это делали на этапе однословных высказываний. Сначала они завладевают вниманием слушающего, обычно с помощью какого-либо подтверждения топика, а затем добавляют новую информацию. Теперь, однако, новая информация выражается в рамках одного высказывания, в котором содержится и данное и новое.

Кинан [Keenan, 1974] обнаружила, что это имеет место даже в тех случаях, когда дети беседуют друг с другом. Слушающий должен подтвердить топик прежде, чем первый говорящий будет продолжать. Рассмотрим разговор между двумя мальчиками-близнецами (возраст 2.9):

23. Дэвид: [alarm clock rings] Oh, oh, oh, bell. ‘(Звонит будильник) О, о, о, звонок’.
Тоби: Bell. ‘Звонок’.
Дэвид: Bell, It's Mommy's. ‘Звонок. Он мамин’.
Тоби: (неразборчиво бормочет)
Дэвид'. Was Mornmy's alarm clock, Was Mommy's alarm clock. ‘Был мамин будильник’.
Тоби: Alarm clock ‘Будильник’.
Дэвид: Yeah. Goes ding dong. Ding dong, ‘Да, звонит динь-динь. Динь-динь’.

Слушающий повторяет первое высказывание в качестве подтверждения, и это, конечно, показывает, что он наверняка слушает [Мueller, 1972; Umiker-Sebeok, 1976]. Способ, с помощью которого Тоби и Дэвид построили модели представления данной и новой информации, по-видимому, порожден их представлением об очередности вступления говорящего и слушающего, поэтому Дэвид в примере 23 подождал, пока Тоби подтвердит топик, повторив слово "звонок". Как слушающие, эти дети, по-видимому, полагают, что они должны подтвердить то, что содержится в высказывании говорящего, а как говорящие – подождать, пока такое подтверждение не будет сделано. Даже очень маленькие дети, по-видимому, исходят из такого же предположения. Таким образом, очередность, оказывается, играет центральную роль в формировании средств выражения данной и новой информации.

Дети в полной мере используют свои одно- и двусловные высказывания. Они основывают свои первые речевые акты на том, что они уже узнали об общении при помощи жестов. Они начинают с отдельных слов в сочетании с указательным жестом или жестом дотягивания для того, чтобы утверждать что-либо или просить о чем-либо. Позже они употребляют слова типа see ‘смотри’ или that ‘тот’ в двусловных высказываниях, выступающих в качестве утверждений, и слова типа want ‘хочу’ или give ‘дай’ в высказываниях, выступающих а качестве просьбы. На этапе однословных высказываний дети, как правило, говорят о новом, а как только они научатся соединять два слова или более, они соединяют данное и новое в одном и том же высказывании. Выделение данной и новой информации зависит частично от способности детей чередовать роли в беседе.

Назад     Наверх     Вперед


*  Использована статья Г.Кларк, Е.Кларк "Как маленькие дети употребляют свои высказывания"