Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.1. Введение

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Каждый нормальный ребенок сам конструирует для себя грамматику родного языка. Задача психолингвистики развития - описание и попытка объяснения тех сложных явлений, которые стоят за этим простым фактом. Подобные явления носят по существу когнитивный характер. Для того, чтобы овладеть грамматикой, ребенок должен:

1. осознать те физические и социальные явления, информация о которых передается при помощи языка и
2. уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию.

Иными словами, когнитивные предпосылки развития грамматики связаны как со значением, так и с формой высказывания. Данная статья представляет собой предварительную попытку исследования этих мыслительных предпосылок в свете межъязыкового сравнения процессов онтогенеза грамматики (Dan I. Slоbin. Cognitive Prerequisites for the. Development of Grammar. - In: "Studies of Child Language Development", C. A. Ferguson, D. I. Slobin (eds.), New York, Holt, Rinehart and Winston, inc., 1973, pp. 175-208. Настоящая работа представляет собой переработанный вариант статьи "Developmental psycholinguist ics", опубликованной в книге "A survey of linguistic science", W. О. Dingwall. Перепечатано с разрешения У. О. Дингвалла. Развитию идей, изложенных в данной статье, автор в значительной мере обязан беседам с многочисленными студентами и коллегами. Среди них автор с благодарностью отмечает следующих лиц: Д. Н. Аргофф, Мелисса Ф. Бауерман, Урсула Беллуджи, Томас Дж. Бивер, Роджер Браун, Л. Деже, Сьюзен Эрвин-Трипп, Джон Гампертц, Пауль Кэй, Джонас Ланджер, Дэвид МакНейл, Мелани Микеш, Любица Радулович, Грэйс Уэльс Шугар, Пейтон Тодд, Племенка Влахович. Часть исследований, описанных в статье, выполнена в Лаборатории исследований речевого поведения университета Беркли (Калифорния). Подробно о методах и результатах межкультурных и межъязыковых исследований, проведенных в Беркли, можно прочитать в следующих работах: [Блаунт, 1969; Эрвин-Трипп, 1969, 1971; Кepнан, 1969; Слобин, 1967, 1969а, 1970; Стросс, 1969, 1970; Талми, 1970]).

За последние десять лет онтогенетическая психолингвистика значительно расширила наши знания о том, каким образом дети, говорящие по-английски, овладевают своим родным языком. Исследований, посвященных языковому развитию детей, говорящих по-английски, так много, что их нельзя перечислить в библиографической сноске. Интересующийся читатель может найти полную библиографию и ценные комментарии по указанному вопросу в следующих работах: [Брейн, 1971а; Браун, 1973; Xейес, 1970, МакНейл, 1970; Меньюк, 1969, Слобин, 1971а; Слобин, Фергюсон, 1973; Эрвин-Трипп, 1973].

Исследования, проводимые сейчас, позволяют надеяться, что полученные данные откроют более широкую перспективу. Психолингвисты, изучающие языковое развитие, начинают исследовать и другие языковые сообщества для того, чтобы сопоставить собственные данные с результатами, полученными иностранными коллегами (см. табл. 1). В то же время мы пытаемся связать наши исследования с психологией перцептивного и когнитивного развития (см. работы в книге [Xейес, 1970]).

Таким образом, психолингвистика развития движется от частных выводов к универсальным, и в этом движении можно выделить два основных пути: от частного исследования овладения английским языком к исследованию овладения языком вообще и от частной проблемы языкового развития к проблеме когнитивного развития в целом. Мы сейчас только начинаем осознавать тесные связи между языковыми и когнитивными универсалиями, и нам еще далеко до создания адекватной теории обоих видов развития.

Психология когнитивного развития обещает дать нам со временем универсальную теорию развития мышления [Мессен, 1970]. Разработка психолингвистического аспекта этой теории потребует подробной информации об овладении различными языками как родными. Ценность межъязыкового исследования состоит, конечно, в том, что оно позволяет избежать таких выводов относительно языкового развития ребенка, которые могут быть ограничены спецификой овладения такими языками, как английский. Существует надежда, что будут обнаружены сходные процессы развития на материале языков различных типов. В настоящее время мы располагаем многообещающими данными на материале по крайней мере 40 языков, принадлежащих, приблизительно, к 14 основным семьям (см. таблицу 1). Хотя данные для большинства этих языков довольно разноплановы, уже можно выделить поразительные сходства в развитии [Бауерман, 1970; Брейн, 1971; Слобин, 1970]). Чтобы иметь возможность подтвердить универсальность онтогенеза языка, возникает необходимость в создании модели овладения языком, не связанной с конкретным языком (см. [Бивер, 1970а], а также работы в книге [Слобин, 1970]). Подобная модель основана на допущении, что ребенок руководствуется какими-то оперативными принципами при решении задачи овладения речью, независимо от частных особенностей того языка, с которым ему приходится иметь дело. В данной статье я представляю первые гипотезы относительно природы некоторых из этих оперативных принципов.

Приведенный в таблице список работ не является полным: подробнее см. библиографию в следующих изданиях: [Слобин, 1967, 1972]; Слама-Казаку, 1969). Я располагаю информацией о том, что в настоящее время, кроме перечаленных кзыков, исследования проводятся на материале словацкого, украинского, албанского, фарси, курдского, тамили, койя (Койя - язык дравидийской группы. - Прим. ред.) тайского, языков гагалог, ток-писин (неомеланезийский), суахили), зулу, юкатек (индейский). Перечень ведущихся исследований мокно найти в библиографии к книге [Слобин, 1972]). Классификация большинства языков дана в соответствии со схемой, предложенной в работе Вёгелин и Вёгелин, 1966.

В основном я буду рассматривать здесь порядок овладения различными грамматическими механизмами и стратегии, используемые ребенком для организации языка. При таком подходе остается в стороне проблема того, каким образом язык возникает у ребенка и почему существуют языковые универсалии. То есть я принимаю как данный тот факт, что все дети способны овладеть языком, и задаю вопрос, существуют ли какие-то общие, свойственные всем языкам, закономерности овладения различными языковыми явлениями.

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.