Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.2. Определяющие языковые универсалии

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Чтобы начать рассмотрение вопроса, вынесенного в заголовок данного раздела, необходимо принять существование того, что может быть названо "определяющими языковыми" универсалиями. Это значит, что все дети (и взрослые) одинаковым образом определяют форму и функцию языка. Повсюду речь состоит из высказываний, которые выполняют универсальные коммуникативные функции (такие, как утверждение, отрицание, требование, приказ и т.п.), выражают универсальные глубинные семантические отношения и используют универсальный набор формальных средств (таких, как комбинируемые единицы значения, состоящие из комбинируемых звуковых единиц, и т.п.). Далее, языку свойственна грамматичность, в том смысле, что значение сообщения не определяется полностью какой-либо комбинацией значений входящих в него элементов. Во всех языках, которые я буду рассматривать, - детских и взрослых - существует непрямое отношение между поверхностной звуковой формой сообщений и их глубинными значениями. Ничего удивительного в том, что ребенок определяет назначение языка таким же образом, что и взрослый: по существу, дети не могли бы овладеть языком, если бы не разделяли этого отношения к языку. Есть основания утверждать, что человеческий язык не был бы тем, что он есть, если бы он не определялся так детьми, потому что, в глубоком смысле, язык создается заново детьми каждого поколения. Определяющие языковые универсалии-это то, что Дэвид МакНейл называет "сильными языковыми, универсалиями">, и я разделяю его мнение, что такие универсалии "отражают особую языковую способность и могут вовсе не быть отражением какой-либо когнитивной способности" [МакНейл, 1970, с. 74]). Поскольку уже высказывалось, достаточно много соображений о том, являются ли определяющие языковые универсалии врожденными, я обойду этот вопрос, а просто буду рассматривать их, как основные аспекты языковой способности, являющиеся предпосылками для проблемы, составляющей предмет настоящего исследования (ср. "основные языковые способности" у Бивера [Бивер, 1970а]). Мы начнем наше знакомство с ребенком с того момента, когда он уже знает, что существуют значимые слова, которые можно комбинировать для создания значимого высказывания. Именно сейчас мы еще раз зададим вопрос, который был сформулирован выше: существует ли какая-то общая последовательность овладения различными языковыми явлениями, свойственная всем языкам?

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.