Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.4. Первичность развития познавательных процессов (продолжение)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Если последовательность овладения локативными понятиями есть лишь один из аспектов общего развития познавательных процессов, мне не представляется вероятным, чтобы эти понятия были столь зависимы от языковых операций. Хотя этот вопрос пока остается открытым, многочисленные работы, проделанные в исследовательском институте Пиаже в Женеве, заставляют предположить, что темп развития познавательных процессов не может существенно измениться оттого, что мы обучим ребенка словарю, который должен функционировать на более высоком уровне когнитивного развития [Синклер-де-Зварт, 1967, 1969]. Современные открытия и теории наводят меня на мысль, что регулятором темпа языкового развития является развитие познавательных процессов, в противоположность предположению об автономности языкового развития, которое затем отражается снова на познании. Как пишет Пиаже, "...языка недостаточно, чтобы объяснить мышление, потому что структуры, характеризующие мышление, коренятся в действиях и сенсомоторных механизмах, более глубоких, чем языковые" [Пиаже, 1967, с. 98] (В связи с этим можно привести еще один аргумент в пользу первичности развития познавательных процессов, следующий из лингвистического анализа речи детей самоа, проведенного Талми [Талми, 1970]) В ходе одного из первых исследований, где делалась попытка применить сложную современную семантическую теорию к анализу данных детской речи, Талми выражает удивление по поводу того, как рано ребенок овладевает семантическими правилами. Он пишет: "...мы видим, что дети делают много грамматических ошибок - часто пропускают функциональные слова и аффиксы - и делают мало семантических ошибок - так, словам неправильно приписывается более широкий круг значений или неправильно определяется набор компонентов значения слова, или слова не совсем правильно используются для обозначения реальных событий... Очевидно, в своем развитии ребенок добивается приближения к семантической "карте" взрослого и использует ее до того, как достигнет такого же приближения к грамматике взрослого. Естественно предположить, что механизм овладения языком связан с первичностью и всеобщностью знаменательных слов и вторичностью грамматической формы, и этот механизм подчиняется контролю скорее над органически взаимосвязанными глубинными компонентами, чем выражению временно связанных поверхностных компонентов: этот механизм организован так, что экспрессивно значимые компоненты коммуникации выражаются раньше, чем ее механические аспекты" (с. 12-13))

Утверждение, что язык используется только для выражения того, что ребенок уже знает, подкрепляется еще одной линией данных, полученных в исследованиях языкового развития и с формальной, и с функциональной точек зрения. Исследования предполагаемых значений, которые ребенок хотел выразить в своих высказываниях, дают основания для следующего, далеко идущего вывода: новые формы сначала служат для выполнения старых функций, а новые функции сначала выражаются старыми формами. Оказывается, что этот принцип известен в психологии развития познавательных процессов, и нет ничего удивительного в том, что мы обнаруживаем его и в языковом развитии. Например, Вернер и Каплан утверждают: "...во всех случаях, когда в развитии происходят функциональные сдвиги, новые функции сначала осуществляются через старые, доступные формы; рано или поздно, разумеется, возникает необходимость в развитии новых форм, обладающих большей функциональной спецификой, т.е. новые формы больше подходят для выполнения новой функции, чем старые" [Вернер, Каплан, 1963, с. 60].

В доказательство правильности этого принципа можно было бы привести многочисленные примеры из развития грамматики. Я ограничусь лишь немногими.

Мы уже рассматривали пример с локативными отношениями. Использование высказывания в определенном контексте указывает на намерение выразить локативные отношения; когда появляются подходящие новые формы - новые предлоги, послелоги, флексии, или что-то еще - они и будут новыми формами, выражающими старые функции.

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.