Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.4. Первичность развития познавательных процессов (продолжение)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Роджер Браун [Браун, 1973, гл. II] провел подробный анализ развития английских флексий в речи троих детей, которые тщательно и в течение долгого времени наблюдались в Гарварде. Он обнаружил, что глагольные флексии, развивающиеся первыми, служат для формального выражения тех функций, которые уже присутствовали имплицитно при использовании глаголов на предыдущих этапах развития, когда все глаголы были немаркированы, На начальной стадии, когда глаголы употреблялись без флексий, Браун обнаружил, что они выражают четыре типа значений:

1. "наименование действия или состояния... происходящего в течение некоторого времени и имеющего место в момент высказывания";
2. непосредственно предшествующее событие;
3. высказывание относительно желаний или намерений ребенка в данный момент;
4. повелительное значение.


Первые глагольные маркеры, которые появлялись в речи, использовались для выражения этих же функций:

1. -ing, выражающее происходящее сейчас явление;
2. прошедшее время;

– сокращенные разговорные формы глагола типа gonna (вместо going), wanna (вместо want to) и hafta (вместо have to).

Последняя функция, императив, продолжает, конечно, выражаться в английском языке при помощи глагола без флексий, но Браун отмечает, что please 'пожалуйста' как маркер императива появляется почти в то же время, что и остальные глагольные маркеры. Браун также обнаружил, что все трое детей хорошо понимали семантику отношений принадлежности до того, как овладели флексией притяжательного падежа. Во всех этих случаях, следовательно, новый формальный механизм, появляющийся в речи ребенка, служит для кодирования функции, которую ребенок уже понимает и выражает имплицитно.

Каким образом ребенок выражает новое значение - т.е. как он находит языковые средства для выражения вновь развившегося когнитивного понятия? Здесь мы сталкиваемся со второй стороной сформулированного выше принципа: новые функции сначала выражаются при помощи старых форм. Ричард Кромер обнаружил множество проявлений этого принципа, исследуя развитие выражения временных отношений в английском языке. Так, незадолго до появления перфектного времени его испытуемые прибавляли now 'сейчас' и yet 'еще не', 'все еще' к утверждениям относительно прошедшего времени, получая, таким образом, высказывания, выполняющие ту же функцию, что и перфектное время, например, I didn't make the bed yet 'Я еще не постилал постель'; Now I closed it 'Теперь я закрывал это'. Такие формы скоро заменялись перфектными: I haven't made the bed 'Я не постелил постель'; I' ve closed it 'Я закрыл это' [Кромер, 1968]).

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.