Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.4. Первичность развития познавательных процессов (окончание)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Приведенные примеры показывают, как развитие познавательных процессов вызывает появление семантических намерений, для которых должны быть получены новые средства выражения. Действительно, временно существующие в речи детей специфические языковые формы часто служат свидетельством того факта, что развитие нового понятия дает толчок к поиску нового средства выражения. Миллер и Эрвин-Трипп четко проводят эту мысль в своих лонгитудинальных исследованиях. По их мнению, во всех случаях (специфических правил) оказывается, что нестандартные правила формируются потому, что развитие семантики у ребенка опережает развитие формальной грамматики.

Сказанное подтверждают многочисленные примеры сложностей, возникающих при овладении вспомогательными глаголами и способами выражения отрицания в английском языке. Например, высказывания моей трехлетней дочери: Anything is not to break - just glasses and plates 'Все не разбивается - только стаканы и тарелки', т.е. Nothing is breakable except glasses and plates 'Ничего не разбивается, кроме стаканов и тарелок', или в период выздоровления после болезни: I must have getting, weller,and weller 'А мне, наверное, все лучшее и лучшее'.

Складывается следующая картина: для того, чтобы овладеть языком, ребенку приходится обращать внимание как на собственную речь, так и на тот контекст, в котором проявляется эта речь, иными словами, ребенок должен стремиться понять то, что он слышит, и пытаться выразить те интенции, на которые он вообще способен. Это означает, что "открытия" ребенка происходят одновременно по двум линиям - когнитивной и языковой; так формируются внутренние структуры, которые способны ассимилировать и соотносить языковые и неязыковые данные, а также реализовать намерения в форме высказывания. Появление новых и сложных коммуникативных намерений должно повлечь за собой появление новых средств, позволяющих распознавать выражение этих намерений в речи, звучащей вокруг ребенка, который таким образом "открывает" новые средства для выражения своих намерений. Об этом пишет в своей диссертации Кромер:

"...до того, как развиваются определенные когнитивные способности, ребенок может слышать от окружающих формы, структуры и слова - причем, некоторые очень часто - и тем не менее, не овладевать ими. Например, формы перфекта встречаются, как показывают записи речи матери, чуть ли не с появления ребенка на свет, но, хотя у ребенка возникает достаточно возможностей для использования этих, форм, и в его распоряжении имеются необходимые языковые средства (вспомогательный глагол have и причастия прошедшего времени), лишь после 4 лет 6 мес. формы перфекта появляются в речи ребенка. Еще пример: ребенок постоянно слышит слова со значением времени, однако проходят годы, прежде чем ребенок начинает оперировать классами подобных слов. С другой стороны, как только развиваются определенные когнитивные возможности, ребенок начинает использовать в речи формы, которые раньше употреблялись в весьма ограниченных пределах, для выражения новых суждений... Более того, как только развиваются новые, когнитивные возможности, мы наблюдаем у ребенка активный поиск новых форм. Вдруг формы (и слова!), которые годами слышал ребенок, становятся частью его собственной речи [Кромер, 1968, с. 218-219]."

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.