Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.5. Метод выявления стратегии овладения языком

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Отдав предпочтение тезису о первичности когнитивного развития, прокладывающего путь развитию языковых средств для выражения намерений ребенка, мы тем самым признаем, что многие языковые формы могут появиться в речи ребенка до того, как он усвоит их значение. Если стадии когнитивного развития универсальны - а я склонен так считать - то можно сформулировать чрезвычайно сильную психолингвистическую универсалию:

Скорость и последовательность развития семантических отношений, выражаемых средствами языка, является постоянной, независимой от специфики языка, то есть принятых в данном языке формальных способов выражения данных семантических отношений.

Отметим, что здесь идет речь о семантических интенциях, а не о формальных маркерах этих интенций. В таком случае дети, речь которых описывает Р. Браун, владеют четырьмя глагольными значениями на той стадии развития речи, когда они используют корневые, лишенные флексий формы глагола.

Если сформулированная универсалия верна и коммуникативные намерения могут быть надежно определены в комбинации контекстных и частично языковых средств, мы получаем эффективный метод исследования процессов пере работки информации, которые используются и развиваются детьми для понимания речи и конструирования грамма тик. Необходима таксономия и схема кодирования доязыковых намерений ребенка. Разработка такой системы начата в Беркли, и мы надеемся, что в результате будет опре делена стабильная и универсальная последовательность развития доязыковых коммуникативных намерений

В данном исследовании мы основываемся на расширенной схеме, предложенной Филлмором [Филлмор, 1968] для "падежной грамматики".Аналогичного подхода придерживается М. Брейн в университете Санта-Барбара (личное сообщение). Франческо Антинуччи и Доминико Паризи, работающие в Институте психологии в Риме, разрабатывают модель, обещающую быть весьма интересной, на основе генеративной семантики [Антинуччи и Паризи, 1973].

В таком случае можно измерить отрезок времени между появлением коммуникативного намерения и моментом овладения конвенциональной языковой формой, которая принята в родном языке ребенка для выражения данного намерения. Отрезок времени между первой попыткой выразить какое-либо значение и овладением релевантной языковой формой может варьировать от языка к языку, в зависимости от психолингвистической сложности формальных средств, используемых в данном языке для выражения упомянутого значения. Имея достаточно информации о том, какие типы формальных элементов трудны для овладения, мы сможем более точно представить себе возможности и стратегии, включенные в процесс овладения языком. Необходимо сопоставить формальные средства, используемые в разных языках для выражения одного семантического намерения, чтобы убедиться в том, что дети, участвующие в исследовании, находятся приблизительно на одном уровне когнитивного развития, и данные средства используются ими в сходных целях.

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.