Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.6. Проверка метода: развитие локативных отношений (продолжение)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

В венгерском языке локативные отношения передаются суффиксами существительного. Этот факт может облегчить усвоение, так как конец слова, по-видимому, обладает большей перцептивной "выпуклостью". Маленькие дети очень часто имитируют именно последнюю часть слова, говоря, например, raff вместо giraffe по-английски, sayim вместо mixnasayim на языке иврит [Бар-Адон, 1971]; hibb вместо am-yhibb - на арабском [Омар, 1970]) и т.д. Безударные начальные слоги, префиксы и предлоги часто опускаются в детской речи, как отмечают практически все исследователи. Более того, данные, полученные на материале чешского языка, в котором все слова имеют ударение на начальном слоге, показывают, что и здесь концы слов более "выпуклы" перцептивно, даже несмотря на отсутствие ударения. [Пачесова, 1968], описывая результаты тщательного лонгитудинального исследования речи чешского мальчика, приводит многочисленные примеры отбрасывания начальных ударных слогов в детской речи на чешском языке. Она отмечает, что если бы "ударение было существенным фактором в этой операции аббревиации, то слоговые предлоги, ударные в чешском языке, должны были бы появляться в речи рано, а при сокращении слов должны были бы сохраняться, в то время как все это не наблюдается" (с. 205).

Еще один аргумент в пользу перцептивной значимости конца слова мы находим в исследованиях по акустической фонетике. В работе Кима Оллера [Оллер, 1971] мое внимание привлек тот факт, что фонетисты отмечают удлинение конечного слога в речи на многих языках, например, русском [Златоустова, 1954], шведском [Линдблом, 1968], английском, испанском, немецком, французском [Делатр, 1966]. Оллер (с. 13) приводит по этому поводу тезис Эрнеста Xадена: "Удлинение последнего слога показывает слушателю, что здесь проходит граница языковой единицы". Это является добавочным аргументом в пользу утверждения, что дети обращают особое внимание на концы слов.

Если вернуться к нашему примеру с билингвами, то предположение о различной перцептивной "выпуклости" частей слова можно было бы проверить, попросив детей имитировать предложения на венгерском и сербохорватском языках и отмечая, что в этих предложениях отбрасывается. Такое исследование пока не проведено, но имеются другие данные, свидетельствующие о том, что легкость овладения частично зависит от того, занимают локативные маркеры препозицию или постпозицию относительно существительного. В речи ребенка-монолингва, говорящего на сербохорватском, отсутствуют предлоги, а флексии появляются раньше предлогов [Микеш, 1967; Микеш, Влахович, 1966; Павлович, 1920]. Флексии располагаются в конце слов и должны быть более перцептивно "выпуклыми", исходя из высказанного выше предположения. Но самым лучшим доводом в пользу нашего предположения является то, что дети, говорящие на сербохорватском, начи нают выражать различия между позицией и направлением, пользуясь флексиями существительных, а не предлогами.

Подтверждение высказанной гипотезы мы находим также, сравнив данные, полученные на материале различных языков. В русском языке, весьма похожем на сербохорватский, наблюдается та же последовательность овладения предлогами и флексиями [Гвоздев, 1961]. Вначале локативные отношения выражаются комбинациями "существительное + существительное", как в приведенном выше примере "кастрюля плита". На следующем этапе появляются первые флексии, и ребенок начинает выражать в речи различия между местом и направлением, используя различия в значении между предложным падежом, с одной стороны, и дательным и винительным, с другой. На этом этапе ребенок одними флексиями выражает локативные значения "в" (места и направления), "на" (места и направления) и "к", не употребляя предлогов. Позже, когда появляются предлоги, это всегда предлоги, выражающие те жеотношения, выполняющие те жефункции, что и более ранние беспредложные высказывания. Спустя несколько месяцев употребление в речи предлогов стремительно растет - появляются предлоги, выражающие значения "под", "за", "через", "по" и т.д.

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.