Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.6. Проверка метода: развитие локативных отношений (продолжение)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Сформулированная здесь универсалия речевого развития, несомненно, распространяется не только на выражение локативных отношений. По существу, она отражает тенденцию ребенка на ранних этапах онтогенеза речи обращать больше внимания на концы слов при сканировании речевого"входа" в процессе поиска ключей к пониманию значения. Это своего рода эвристический или оперативный принцип, который используется ребенком для решения проблемы организации и хранения языковой информации. В первом приближении можно сформулировать одну из основных "самоинструкций" для овладения языком;

 Оперативный принцип А: Обращай внимание на конец слова.

Мы видели, что действие этого оперативного принципа прослеживается не только на материале имитации слов, но и на материале овладения локативными отношениями. Данный принцип реализуется и при усвоении других флективных систем. Например, флексии винительного и дательного падежа очень рано появляются в речи на флективных языках типа русского, польского, сербохорватского, латышского, финского, венгерского и турецкого - т.е. в языках, где они имеют статус аффиксов существительного. Но те же флексии появляются в речи сравнительно поздно при овладении немецким языком [Штерн, Штерн, 1907], где они реализуются в форме пре-номинальных частиц. Английские артикли также отсутствуют в речи детей на ранних этапах развития. Можно предположить, что опущение артикля детьми, говорящими по-английски и по-немецки, не объясняется семантической природой артикля, поскольку болгарский артикль, являющийся суффиксом существительного, рано появляется в детской речи [Георгов, 1908]. Очевидно, оперативный принцип А работает и здесь, поэтому ребенку, говорящему по-немецки, трудно овладеть флексией. Этот принцип оказывается релевантным и для французского языка. Так, данные Грегуара свидетельствуют, что для выражения отрицания ребенок вначале использует pas - конечный элемент разобщенного комплекса ne...pas [Грегуар, 1937].

Результаты анализа указанных данных приводят нар к формулировке обобщенной универсалии речевого развития, основанной на предположении, что оперативный принцип А одним из первых определяет онтогенез грамматики:

 Универсалия А1: Для каждого семантического понятия его грамматическая реализация в форме суффикса или послелога усваивается ребенком раньше, чем реализация того же понятия в форме префикса или предлога

Гринберг приводит сходный аргумент, рассматривая проблему психолингвистических оснований языковых изменений. Его исследования подтвердили известный тезис Сепира о том, что "в языках мира гораздо чаще встречается суффиксация, чем префиксация" [Гринберг, 1957, с. 89]. Гринберг строит гипотезы относительно возможных психологических причин исторического движения языков от префиксации к суффиксации и, наконец, к изолирующей языковой системе. Автор рассматривает этот феномен как пример влияния психологических факторов на языковые изменения. Сделанные нами предположения об особой "чувствительности" ребенка к суффиксам в процессе развития речи являются существенным дополнением к аргументации Гринберга. (Разумеется, необходимо выявить и те психолингвистические факторы, которые обусловливают развитие изолирующих языков в сторону "префиксации" либо "суффиксации". Впрочем, Гринберг отмечает, что второй путь исторического развития языков встречается чаще (с. 93).

Для того чтобы подтвердилась данная универсалия, необходимо принять за истину ряд определяющих языковых универсалий (например: существование 'слов; наличие значимых единиц, меньших, чем слова; утверждение о том, что звуки могут выражать грамматические отношения и иметь референтную соотнесенность, и т.п.). Далее, процесс развития флективных элементов в речи ребенка позволяет предположить наличие по крайней мере еще одного базового оперативного принципа.

 Оперативный принцип Б: Фонологические формы слов могут систематически изменяться

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.