Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.6. Проверка метода: развитие локативных отношений (продолжение)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Еще один ряд условий, влияющих на легкость овладения языком, связан непосредственно с факторами образования языковых правил с простотой и устойчивостью правила с формальной точки зрения, а также его семантической устойчивостью. В системе венгерского языка локативный маркер непосредственно связан с существительным, а в сербохорватском языке функция этого маркера поделена между преноминальным предлогом и флексией. Кроме того, выбор формальных средств для выражения локативных отношений в венгерском языке семантически устойчив и обязателен, а в сербохорватском этот выбор гораздо менее регулярен и подчинен логике. Для полного ответа на наш контрольный вопрос, впрочем, потребуется сформулировать оперативные принципы также для образования правил и обработки языковой информации. Ниже, параллельно с соответствующими данными, эти принципы будут сформулированы (см. ниже Оперативные принципы Д и Е). Разбор контрольного случая помог нам продемонстрировать типы когнитивных предпосылок развития грамматики, которые могут быть выявлены при помощи описанного выше метода.

Говоря обобщенно, имеется три класса когнитивных предпосылок:
1. предпосылки, связанные с глубинной семантикой высказывания;
2. предпосылки, связанные с восприятием и порождением речи в объеме кратковременной памяти;
3. предпосылки, связанные с образованием и хранением языковых правил.

Ср. недавно предложенную Брейном модель "способов совершения открытия при овладении языком". Различаются:
1. овладение понятиями;
2. сканирующее устройство;
3. компонент памяти.
Предлагаемые в данной статье оперативные принципы предназначены для уточнения свойств, к которым чувствительно сканирующее устройство, и некоторых организующих факторов памяти. Наконец, в модели Брейна предлагается последовательность, или иерархия свойств, фиксируемых сканирующим устройством. Иерархия свойств (ср. "мера простоты" у Хомского) может быть установлена для каждого языка путем применения оперативных принципов (как отмеченная выше предпочтительность конечных маркеров слов) или может быть представлена в форме последовательности применения оперативных принципов.

Исследование предпосылок первого типа относится к области общей психологии когнитивного развития, остальные два типа должны быть исследованы в рамках психолингвистики развития. Существуют собственно языковые переменные процесса обработки речи, которые могут быть описаны в терминах оперативных принципов по типу изложенных выше. Ряд таких принципов и вытекающих из них универсалий онтогенеза речи будет дан ниже в последней части этой статьи. Подобные оперативные принципы направляют ребенка в выработке стратегий порождения и интерпретации речи и конструировании систем языковых правил. Оперативные принципы действуют в рамках ограничений, накладываемых на речевое поведение. Прежде чем рассматривать подробно конкретные оперативные принципы, необходимо рассмотреть вопрос об этих ограничениях.

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.