Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.6. Проверка метода: развитие локативных отношений (продолжение)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

В целом переменные, которые можно выделить в процессе переработки языковой информации, детерминируются тем фактом, что человеческая речь продуцируется и воспринимается в сжатые временные сроки. Иными словами, поскольку мы осуществляем коммуникацию посредством исчезающей во времени и организованной во времени слуховой модальности, мы должны обладать стратегиями быстрого программирования и дешифровки речевого сообщения. Переменные процесса обработки информации, о которых пойдет речь, тесно связаны, таким образом, с общими перцептивными и программирующими поведенческими принципами. Некоторые из этих переменных могут оказаться биологическими по своей природе способами адаптации к процессу обработки речевой информации или вообще могли возникнуть у человека в связи с языком, но здесь нет необходимости рассматривать их происхождение и эволюцию.

Вполне допустимо предположить, что человеческие навыки, связанные со слуховым восприятием, вообще с продуцированием и восприятием мгновенно сменяющих друг друга, организованных во времени звуковых последовательностей и подобных им сигналов, первоначально возникли именно для обслуживания языкового общения. Впрочем, возникнув однажды, подобные навыки могли быть перенесены и на более широкий набор функций. Например, музыка может оказаться обязанной своим существованием тем навыкам, которые первоначально возникли для речевых целей.

Ограничения, накладываемые на речевое поведение, могут быть как кратковременного, ак и долговременного характера. Ограничения кратковременного характера распространяются на текущий процесс речи, а "долговременные" ограничения связаны с хранением и организацией элементов языковой системы. И взрослый, и ребенок общаются в условиях исчезающего сигнала и исчезающего слухового образа; и ребенок, и взрослый должны быть готовы к тому, чтобы выбрать из хранящихся Языковых правил те из них, которые нужны для программирования и интерпретации высказываний. Хотя объем кратковременной памяти, необходимый для обработки высказывания, с возрастом увеличивается, одни и те же ограничения на речевое поведение распространяются и на ребенка, и на взрослого. Бивер [Бивер, 1970а] высказал предположение, что определенные языковые структуры отсутствуют в человеческом языке именно потому, что они не могут быть перцептивно обработаны. Столь же верно, что некоторые структуры отсутствуют в речи ребенка потому, что превышают перцептивные возможности ребенка. Поскольку эти возможности с возрастом увеличиваются, очевидно, что многие универсалии речевого развития базируются на увеличивающемся временном диапазоне операций обработки. Это утверждение одинаково справедливо как для порождения, так и для восприятия речи.

Возможности обработки вначале ограничиваются просто количеством элементов, из которых может состоять высказывание. Почти все исследователи отмечают этап двусловных (или двуморфемных) высказываний. В течение этого этапа ребенок может, как правило, выразить в речи отношения агент - действие, действие - объект, агент - объект, но не может объединить в одном высказывании три члена отношения. Переход от двусловных к трехсловным высказываниям включает момент заполнения позиций трехчленного высказывания за счет фрагментов двусловных высказываний [Браун, 1973, гл. I; Бауерман, 1970]. По мере развития ребенок достигает момента, когда он может соединить в одном высказывании все элементы отношения агент - действие - объект. Комбинация прилагательное + существительное, которая появляется в ранних двусловных высказываниях, может также входить в комбинацию трехсловного предложения, но это требует устранения одного из двух других элементов, обычно субъекта, в результате чего получается цепочка действие - объект, где место объекта занимает группа подлежащего. Примеры подобных высказываний ребенка: Mama drink coffee 'Мама пьет кофе' или Drink hot coffee 'Пьет горячий кофе', но не Mama drink hot coffee 'Мама пьет горячий кофе'.

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.