Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.6. Проверка метода: развитие локативных отношений (окончание)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Следовательно, на этом этапе развития имеются весьма строгие ограничения на длину единиц речевого выхода - настолько строгие, что речь идет о словах, а не о структурах или языковых операциях. Речь взрослого не подвергнута таким ограничениям, и, по-видимому, этот аспект речевого развития связан просто с возрастными возможностями кратковременных операций обработки. На последующих этапах уже можно обнаружить, что речь ребенка регулируется теми же ограничениями, что и речь взрослого, но в уменьшенном, "детском" масштабе. Например, и взрослые, и дети испытывают затруднения при обращении с речевым материалом, расположенным внутри разобщенных, но связанных по смыслу частей предложения (см. ниже Оперативный принцип Д.). Здесь единственно важным возрастным различием является лишь объем такого "вставленного" материала, который может быть воспринят без потери общего смысла предложения. Например, дети с трудом воспринимают объект с двойным определением, помещенный между глаголом и глагольной частицей - типа Не called the tle old lady up (Ср. русское предложение "Он отправил незнакомого человека, надоевшего ему, прочь".- Прим. перев.), хотя взрослые могут справиться и с более длинной цепочкой такого рода. Но и для детей, и для взрослых существуют ограничения кратковременного характера на объем материала, который может быть интерполирован без нарушения порождения или восприятия высказывания. Точно так же дети ограничены в числе грамматических операций, которые могут быть проделаны в одном высказывании [Беллуджи, 1968]), но качественно те же ограничения управляют и речью взрослых.

Можно предположить, таким образом, что кратковременные ограничения, которым подчиняется речь ребенка, - кроме ограничений на абсолютную длину предложения, действующих на самом раннем этапе, - являются универсальными, присущими процессу обработки речевой информации человеком, и что эти универсалии основаны на общих принципах восприятия и переработки информации. Природа развития этих универсалий может быть вскрыта в рамках общей психологии развития восприятия.

Ограничения на производство и восприятие высказываний тесно связаны, особенно в детской речи, где ребенок использует те же формы, которые он в состоянии воспринять и вычленить из речи других. Поэтому предлагаемые ниже оперативные принципы непосредственно относятся как к стратегиям восприятия речи (ср. "перцептивные ориентирующие правила", предложенные Бивером), так и к типам языковых правил, которым первоначально отдает предпочтение ребенок. В значительной степени форма такого языкового правила определяется кратковременными ограничениями на обработку информации, потому что правила относятся к системе, представленной в слухо-акусти-ческой модальности, и поэтому "проигрывание" этих правил происходит в быстром процессе обработки речи.

В самом деле, на начальной ступени развития разница между стратегиями кратковременной обработки информации и собственно языковыми правилами крайне мала. Иными словами, знания ребенка о языке - за исключением тех знаний определяющего характера, которые мы вынесли за рамки нашего рассмотрения, - представлены главным образом в тех примерах, которыми ребенок пользуется для интерпретации и продуцирования высказываний. Кроме этих специфически языковых ограничений, однако, многие языковые универсалии безусловно действуют в рамках более общих ограничений, налагаемых на правила, которым вообще подчиняется работа человеческого мозга. Я полагаю, что если бы другие сложные области были описаны с такой степенью формальной точности, с которой описан язык, мы столкнулись бы с аналогичными ограничениями и относительно абстрактных систем правил.

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.