Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.7.1 Порядок слов

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Один из наиболее ранних и распространенных оперативных принципов связан с порядком элементов высказывания. Создается впечатление, что ребенок включается в процесс грамматического развития как бы ожидая, что порядок элементов высказывания может быть соотнесен с глубинными семантическими отношениями.

 Оперативный принцип В: Обращай внимание на порядок слов и морфем. -

  Универсалия В1: Стандартный порядок функциональных морфем "языкового входа" сохраняется в речи ребенка.

Ни один исследователь не отмечает нарушений порядка связанных морфем. Бёлинг [Бёлинг, 1959] указывает, что пост-вербальный и пост-номинальный порядок морфем всегда сохраняется в языке гаро (Гаро - язык бодо-нага-качинской группы; район распространения - Северный Ассам.- Прим. ред.), для которого характерны длинные упорядоченные последовательности аффиксов. Аналогичное явление наблюдается и в речи детей на турецком, финском и венгерском языках. Элементы вспомогательных комплексов английского языка также всегда употребляются в правильном порядке (например, has not been reading, will not be able to come и т.д.).

  Универсалия В2: Порядок слов в детской речи отражает порядок слов "языкового входа".

Мы умышленно даем несколько неопределенную формулировку этой универсалии, потому что имеющиеся данные пока нельзя считать абсолютно точными. Полученные ранее ограниченные данные свидетельствуют о том, что дети придерживаются фиксированного порядка слов независимо от того, насколько свободным является порядок слов "языкового входа" [Слобин, 1968]). Более поздние данные [Бауерман, 1970] свидетельствуют о наличии значительных индивидуальных различий в этом аспекте речевого развития детей.

Более устойчивый порядок слов в детской речи обычно отмечается для языков с фиксированным порядком слов (например, английский, самоа) в противоположность языкам, обладающим относительно большей свободой в этом отношении (таких, как немецкий, славянские языки, финский, турецкий). Однако, в работах [Бёлинг, 1959] и [Брейн, 1971] приводятся примеры нарушения порядка слов в речи детей на английском языке.

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.