Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.7.1. Порядок слов (продолжение)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

У американских детей наблюдается тенденция сохранения порядка слов при имитации предложений [Браун, Фрейзер, 1963]; [Фрейзер, Беллудж и Браун, 1963]), в то время, как польские дети [Шугар, 1971] и русские дети [Дингвалл, Тьюникс] часто изменяют порядок слов при имитации предложений.

[Бауерман (1970)] отмечает, чтр финский ребенок, речь которого она исследовала, по-видимому, овладел основными закономерностями пррядка слов, которыми пользуются взрослые финны, к тому моменту, когда средняя длина высказываний ребенка равнялась 1,42 морфемы. Бауерман приводит следующие цифровые данные о частоте встречаемости различных порядков следования подлежащего, сказуемого и дополнения в речи ребенка и его матери (цифры обозначают число высказываний, записанных в ходе естественного общения).

 РебенокМать
ПС4447
СП45
СД416
ДС13
ПСД732
ДПС10
ДСП01
СПД01
ПДС11

  Универсалия ВЗ: Предложения с нетипичным порядком слое интерпретируются на ранних стадиях развития речи так, как будто они являются примерами стандартным порядка слов.

Фрейзер, Беллуджи и Браун [Фрейзер, 1963] обнаружили, что дошкольники, говорящие по-английски, стремятся интерпретировать пассивные предложения так, словно их компоненты следуют в порядке полдлежащее - сказуемое - дополнение. Например, thе girl is pushed by the boy соотносится с картиной "девочка толкает мальчика". Иными словами, интерпретации детей подчиняются стандартному порядку слов, при этом значение меняется на противоположное. Бивер выдвинул следующее предположение о существовании универсальной стратегии интерпретации английского предложения: "Любая последовательность существительное – глагол – существительное в потенциальной глубинной структуре соответствует последовательности агент – действие – объект в поверхностной структуре" [Бивер, 1970а, с. 298]. Он приводит многочисленные данные, подтверждающие это предположение. Аналогичную точку зрения высказывает [МакНеил, 1970, с. 124].

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.