Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.7.1. Порядок слов (окончание)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Соединенные друг с другом предложения, относящиеся к двум упорядоченным во времени событиям вначале интерпретируются таким образом, что первое предложение всегда воспринимается как передающее первое событие, хотя предложения могут быть соединены и противоположным образом [Кларк, 1971; Кромер, 1968; Хэтч, 1969]. То есть, детям труднее понять предложения типа "Событие 2 после событие 1", и "До события 2 событие 1", чем предложение типа "Событие 1 до события 2", или "После события 1 событие 2".

Универсалия ВЗ, по-видимому, справедлива даже для флективных языков, в которых допускается бОльшая гибкость порядка слов, чем в английском. [Репер, 1973] исследовал, насколько внимательны немецкие дети к порядку слов и словоизменению. Стандартный порядок слов для повелительных предложений в немецком языке таков: сказуемое - косвенное дополнение, прямое дополнение, при этом характер дополнения определяется артиклем с флексией. Наличие флексий дает возможность взрослым носителям языка изменять порядок следования обоих существительных, не искажая смысла и не нарушая грамматической правильности. Когда же предложения со структурой С - кД - пД были даны детям для имитации, дети часто переставляли артикли, присоединяя артикль с флексией дательного падежа к первому существительному, а артикль с флексией винительного падежа - ко второму. Таким образом, дети продемонстрировали свою способность манипулировать с флексиями - а также своего рода "доверие" к порядку слов: они интерпретировали первое существительное, следующее после глагола, как косвенное дополнение и соответственно добавляли флексию к артиклю, предшествующему этому существительному. Аналогично, в заданиях на понимание предложений Репер обнаружил, что предложения со структурой С-кД-пД часто интерпретируются как предложения типа Г-кД-пД. Можно сделать вывод, что и в понимании, и в имитации предложений дети больше ориентируются на порядок слов, чем на флексии как показатели грамматических отношений.

Функционирование переменных процесса обработки информации можно рассматривать и с точки зрения языковых изменений (ср. [Бивер, Лангедун, 1971]) Например, функцию флексий в пиджин-языках выполняет порядок слов, из чего можно заключить, что порядок слов - более фундаментальный языковой механизм, чем система флексий. По-вдимому, во всех языках порядок слов используется Как основное средство репрезентации глубинных отношений, в то время как использование флексий не универсально.

[Хомски, 1968] и [Кромер, 1970] показали, что дети с трудом понимают предложения типа John is easy to see 'Джона легко увидеть', в которых субъект в поверхностной структуре соответствует объекту в глубинной структуре. Дети 6 лет интерпретируют первое существительное в подобных предложениях как субъект.

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.