Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.7.2. Поверхностная презентация глубинной структуры

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Психолингвистические исследования позволяют выдвинуть еще один вид оперативных принципов, связанный с тем, что речь передается и воспринимается последовательно в быстро исчезающей модальности. В наиболее общей форме этот принцип утверждает, что прерывистость или перегруппировка языковых единиц вызывает трудности при обработке предложения - как на уровне восприятия, так и на уровне продуцирования. Иными словами, над нами довлеет необходимость сохранения внутренних и глубинных структур языковых единиц при их поверхностной реализации. В связи с этим принципом может быть сформулирован ряд стратегий, относящихся к восприятию речи, а также к формированию и употреблению правил порождения.

  Оперативный принцип Г: Избегай прерывания или перегруппировки языковых единиц.

  Универсалия Г1: Структуры, требующие пермутации элементов, вначале появляются в непермутированной форме.

Английские "да-нет" вопросы вначале, появляются в форме без инверсии (например, I can go?), также отсутствует инверсия подлежащего и вспомогательного глагола в первых вариантах wh-вопросов (например, Where I can go?). [Браун, Казден, Беллуджи, 1969]; [Клима, Беллуджи, 1966].

Первые относительные придаточные предложения появляются в конце высказывания без инверсии (например, I know what is that [Меньюк, 1969].

  Универсалия Г2: Везде, где возможно, прерывистые морфемы подвергаются сокращению или заменяются непрерывными морфемами.

Падежные окончания в славянских языках на ранних этапах онтогенеза используются для выражения контраста между позицией и направлением, при . этом предлог отсутствует - т.е. локативные отношения вначале не маркируются с обеих сторон существительного (см. об этом выше).

Первой формой, относящейся к обозначению продолженного времени в английском языке является глагольная флексия - при отсутствии .вспомогательного глагола перед основным [Браун, 1973, гл.II]; многие другие авторы).

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.