Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.7.2. Поверхностная презентация глубинной структуры (продолжение)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Первой формой, используемой для выражения отрицания во французском языке, является pas, конечный элемент прерывистого комплекса ne... pas [Грегуар, 1937].

Прерывная форма выражения отрицания в арабском ma... š усваивается египетскими детьми позже, чем выражение отрицания при помощи одного префикса miš, хотя обе формы в языке одинаково частотны. Дети младше 3; 6 пользуются во всех случаях формой отрицания miš + сущ., даже если при этом получаются неправильные с точки зрения "взрослых" норм конструкции (например, huwa miš rāh вместо huwa ma-ršh-s 'он не пришел'). После 3; 6 прерывистое ma-...-s никогда не употребляется вместо miš однако обратное имеет место [Омар, 1970].

  Универсалия ГЗ: Существует тенденция к сохранению структуры предложения как замкнутого целого, в силу чего развитие происходит путем движения различных форм вне предложения внутрь его.

Используемые на ранних этапах онтогенеза формы отрицания в английском языке вначале добавляются к примитивным предложениям (No do this), затем перемещаются внутрь предложения (I no do this), а после овладения вспомогательными глаголами (I can't do this) [Беллуджи, 1967]; [Клима, Беллуджи, 1966]; [Меньюк, 1969]; [Снаидер, 1914]). Однако, по свидетельству Шугар, польские дети помещают отрицательную частицу внутрь предложения на ранних этапах онтогенеза. Причину этого Шугар видит в том, что, вероятно, относительно свободный порядок слов и опыт использования уменьшительных инфиксов может облегчить подобные перегруппировки таких языковых единиц, как предложения в польском языке [Шугар, 1971]).

Вопросы "да-нет" в финском языке требуют присоединения вопросительной частицы к слову, к которому задается вопрос, и перемещения этого слова в начало предложения. Овладение этой формой построения вопроса происходит у финских детей исключительно поздно [Аргофф; Бауерман, 1970]). Ранние формы "да-нет" вопросов, которыми пользуются финские дети, состоят из вопросительной частицы, завершающей предложение (S + vai) или (S + yoko) [Аргофф].

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.