Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.7.2. Поверхностная презентация глубинной структуры (окончание)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Стоящие в конце высказывания относительные придаточные предложения (I met a man who was sick 'Я встретил человека, который был болен') появляются в речи раньше, чем "вложенные" относительные придаточные (The man who was sick went home 'Человек, который был болен, пришел домой') [Броган, 1968; Меньюк, 1969; Слобин, Уэлш, 1973]).

  Универсалия Г4: Чем дальше друг от друга связанные по смыслу части предложения, тем больше вероятность неадекватной обработки этого предложения (в процессах имитации, понимания и порождения)

Это, собственно говоря, не столько универсалия развития, сколько формулировка общего психолингвистического ограничения, которому подчиняется языковая активность. Как указывалось выше, единственным следствием возрастных различий является строгость этого ограничения. Уатт сформулировал эту универсалии) в терминах "теории комулятивных предписаний" следующим образом: "...сложность психолингвистического анализа грамматики возрастает в зависимости от того, какая часть глубинной структуры откладывается при обработке "на потом"; она возрастает в зависимости от протяженности предложения, на которую откладывается это "на потом", а также в зависимости от сложности неверных предписаний, отбрасывание которых возвращает реципиента речи к предыдущим точкам предложения" [Уатт, 1970, с. 151].

Броган (1968), анализируя неопубликованные данные по имитации предложения, полученные Кэролайн Уордрип, обнаружил, что предложения (1) и (2) легко имитировались дошкольниками, в то время как (3) вызывало значительные трудности: 1. Не knows how to read because he goes to school.
'Он умеет (букв, знает как) читать, потому что он ходит в школу'.

2. I saw the man who fell down.
'Я видел человека, который упал'.

3. The man that fell down ran away.
'Человек, который упал, убежал'.

Отметим, что дело здесь не в длине предложения или числе "вложенных" предложений. Трудность представляют не просто вложенные, но "самовложенные" предложения, как в примере (3). Аналогичные данные получили [Меньюк, 1969; Слобин, Уэлш, 1973; Смит, 1970].

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.