Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.7.3. Четкая маркировка глубинных отношений (продолжение)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Сын русского языковеда Гвоздева (1949) использовал флексию -об (для существительных мужского и женского рода) вообще со всеми существительными в родительном падеже множ. числа, в том числе и вместо принятой формы Ø для существительных женского рода.

В арабском языке с числительными выше 10 употребляются существительные в форме ед. числа; однако у египетских детей отмечается тенденция к использованию со всеми числительными форм множ. числа существительных.

  Универсалия ДЗ: Если в системе флексий существуют омонимичные формы, они, как правило, не являются наиболее ранними формами, которыми овладевает ребенок: иными словами, ребенок стремится, насколько это возможно, к отбору фонологически уникальных форм в качестве первых реализуемых в речи флексий.

Первой флексией творительного падежа существительных, появляющейся в речи русских детей, оказывается форма -ом для существительных мужского и среднего рода, а не более частотная форма -ой для существительных женского рода [Гвоздев, 1949; Павлова, 1924; Слобин, 1966а, 1968; Захарова, 1958]. У суффикса -ом имеется лишь одна омонимичная форма (окончание прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже), в то время как -ой выступает в пяти омонимичных формах (окончание прилагательных ед. числа мужского рода в именит. падеже, женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах).

  Универсалия Д4: Когда ребенок впервые получает возможность использовать в речи сплошное языковое единство, которое в принципе может подвергаться стяжению или частичному пропуску элементов, ребенок в своей речи избегает стяжений или частичных пропусков элементов этого сложного языкового единства.

[Беллуджи, 1967] отмечает четкое произнесение I will даже при имитации предложений, содержащих I'll на стадии онтогенеза, когда ребенок проявляет особое внимание к системе вспомогательных глаголов.

[Слобини, Уэлш, 1973] в лонгитудинальном исследовании вызванной имитации отмечают ряд случаев, когда испытуемые прибавляли при имитации элементы предложения, которые выборочно опускались в контрольном предложении (cp. контрольное предложение: I see the man the boy hit 'Я вижу человека, побитого мальчиком'; имитация ребенка: I see a man who a boy hit 'Я вижу человека, которого мальчик бьет').

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.