Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.7.3. Четкая маркировка глубинных отношений (окончание)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Олдс обнаружил, что мальчики в возрасте семи, девяти и одиннадцати лет быстрее выполняли инструкцию, содержащую относительное местоимение (например, The piece that your opponent moved may be moved two spaces 'Фигура, разыгранная вашим противником, может быть передвинута на два поля'), нежели соответствующие более короткие инструкции, в которых местоимение было пропущено (The piece your opponent moved may be moved by two spaces).

К. Хомски и Олдс показали, что вероятность неправильной интерпретации детьми глаголов ask и tell меньше в тех случаях, когда глубинное подлежащее вложенного предложения маркируется местоимением. Так, предложения (1) и (2) оказались более трудными для интерпретации, чем (3) и (4):

1. Ask Laura what to feed the doll.
'Спроси Лауру, чем кормить куклу.'

2. Tell Laura what to feed the doll.
'Скажи Лауре, чем кормить куклу.'

3. Ask Laura what you should feed the doll.
'Спроси Лауру, чем тебе надо кормить куклу.'

4. Tell Laura what she should feed the doll.
'Скажи Лауре, чем ей надо кормить куклу.'

Кстати, этот пример ясно показывает, что правила восприятия нe идентичны правилам порождения. То есть, ребенок в состоянии извлечь значение из структур, которых сам пока не умеет строить.

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.