Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.7.4. Сверхрегуляризация

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Вероятно, одним из наиболее широко известных аспект тов детской речи является стремление ребенка к сверхрегуляризации или сверхгенерализации. Фактичерки каждый исследователь приводит примеры образований по аналогии, случаев расширения сфер действия регулярных принципов и т.п., поэтому здесь нет возможности привести полный список примеров. Правила, рассчитанные на более широкие классы языковых явлений, обычно усваиваются раньше, чем правила для подклассов. Наблюдается тенденция детей применять языковые правила во всех теоретически возможных случаях, что позволяет сформулировать:

  Оперативный принцип Е: Избегай исключений.

  Универсалия Е1: Можно выделить следующие типичные стадии овладения языковой формой выражения некотоpoгo семантического понятия:
1. маркировка отсутствует;
2. правильная маркировка в ограниченном числе случаев;
3. сверхрегуляризация маркировки (часто сопровождаемая избыточной маркировкой);
4. полное овладение маркировкой, принятой в системе взрослых носителей языка.

Классической иллюстрацией этого принципа является развитие форм прошедшего времени в английском языке, о чем свидетельствует следующая последовательность схематического появления сильных и слабых форм в контекстах, требующих прошедшего времени [Слобин, 1971а]:

1. break, drop;
2. broke, drop;
3. breaked, dropped;
4. breakted, dropted;
5. broke, dropped.


Стадия (З) может состоять из промежуточных этапов последовательной сверхгенерализации, в которых одна форма является дериватом другой (такое чрезмерное использование флексий Слобин называл "империализмом флексий" [Слобин, 1968]). Например, русские дети вначале используют во всех случаях, требующих творительного падежа, окончание -ом, предназначенное для существительных мужского и среднего рода; затем заменяют это окончание на -ой, предназначенное для существительных женского рода, и лишь позже научаются производить выбор из этих двух окончаний [Захарова, 1958]). Точно так же говорящие по-русски дети вначале употребляют все глаголы прошедшего времени в женском роде независимо от рода подлежащего; затем для всех существительных используют окончание мужского рода; далее следует период смешения окончаний и отдельные случаи правильного согласования фррм прошедшего времени в роде с существительным [Попова, 1958]).

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.