Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.7.4. Сверхрегуляризация (продолжение)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Система форм множественного числа в арабском отличается значительной нерегулярностью и непоследовательностью, как уже отмечалось нами выше (большое число нерегулярных форм; наличие двойственного числа; употребление форм единственного числа существительного с числительными выше 10; отдельные формы для выражения "исчисляемого" и "собирательного" значения для одних и тех же существительных). Отмечается значительная сверхгенерализация суффикса множественного числа для существительных женского рода, и этому суффиксу отдавалось существенное предпочтение при образовании детьми форм множественного числа от квазислов (nonsense nouns) [Омар, 1970, с. 375].

  Универсалия Е2: Правила, предназначенные для более широких классов языковых явлений, формируются раньше, чем правила относящиеся к подклассам; общие правила усваиваются раньше чем частные правила.

Русский ребенок, речь которого была описана Гвоздевым, не различал исчисляемые и неисчисляемые существительные, "требуя" наличия у каждого существительного как форм единственного, так и множественного числа. Он образовывал форму множественного числа от неисчисляемых существительных (бумаги вместо бумага), считая неисчисляемые предметы (одна сахара), изобретал формы единственного числа для существительных, не имеющих таких форм в русском языке (люд как форма единственного числа существительного с собирательным значением люди). Подобные феномены часто отмечаются также исследователями речи англо-говорящих детей.

Одушевленные существительные мужского рода в русском языке требуют специального окончания винительного падежа. Умение выбрать из общего класса существительных одушевленные и неодушевленные существительные мужского рода с целью выбора окончания винительного падежа обычно поздно развивается у детей, говорящих по-русски, а до этого предпочтение отдается единой форме винительного падежа для всех существительных [Гвоздев, 1961; Соловьева, 1960].

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.