Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.7.5. Семантическая мотивация онтогенеза грамматики

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Сверхгенерализация, порожденная оперативным принципом Е, всегда подчиняется ограничениям семантического характера. Ребенок относит какую-либо флексию или служебное слово к некоторому грамматическому классу, не замечая более детального членения этого класса, но даже ошибочный выбор функционального элемента тем не менее происходит внутри данного функционального класса. Имеются многочисленные данные, полученные в межъязыковых исследованиях, свидетельствующие о том, что правила, относящиеся к классу, организованному на основе семантических принципов, формируются раньше, чем правила для формально определяемых классов, а целиком произвольные правила исключительно трудны для овладения. Здесь действует:

  Оперативный принцип Ж: Использование грамматических маркеров должно быть семантически осмысленно.

  Универсалия Ж1: В случае, если выбор нужной флексии среди группы флексий, выполняющих одну семантическую функцию, подчиняется произвольным формальным критериям (например, фонологическая форма основы, число слогов основы, произвольно определяемый выбор, грамматического рода основы), ребенок прежде всего стремится к использованию единой формы во всех контекстах, игнорируя при этом формальные ограничения в выборе.

В подтверждение этой универсалии можно привести примеры, иллюстрировавшие действия универсалий Д2 и Е1. Например, типичной ошибкой в русской и сербохорватской речи детей является употребление частотных и перцептивно "выпуклых" флексий винительного падежа женского рода не только с существительными женского рода, но также мужского и среднего рода. Но, коль скоро флексия используется детьми, она добавляется только к существительным, но не к другим частям речи, и только для обозначения прямого объекта действия или целенаправленного движения. Таким образом, для обозначения данной семантической интенции выбирается нужная флексия (винительного падежа), хотя ребенок еще не руководствуется при этом правилами выбора, в основе которых лежит критерий рода и фонологической формы существительного. Для каждого грамматического падежа ребенок, говорящий на одном из славянских языков, выбирает, по-видимому, одно, наиболее ярко выраженное падежное окончание для обозначения семантики данного падежа и использует это окончание со всеми существительными. Нужное грамматическое правило, таким образом, семантически выбирается правильно, но его формальная реализация не всегда оказывается правильной.

Назад     Наверх     Вперед


* Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.