Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.7.5. Семантическая мотивация онтогенеза грамматики (окончание)

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Англоговорящие дети вначале не могут подразделять класс предлогов на подклассы в зависимости от частных семантических функций предлогов, но не путают предлоги с союзами или другими частями речи и т.п. Миллер и Эрвин, подводя итоги своего лонги-тудинального исследования, пишут: "Дети редко делают ошибки в выборе нужного лексического класса при употреблении суффиксов или функциональных слов" [Миллер, Эрвин, 1964, с.26].

  Универсалия ЖЗ: Семантически устойчивые грамматические правила усваиваются раньше и без значительных ошибок.

Ребенок самоа, речь которого исследовал [Кернан, 1969], научился правильно употреблять артикль le c нарицательными существительными и артикль 'о с именами собственными или местоимениями на этапе двусловных высказываний. В данном случае правило выбора артикля, подчиненное четкому семантическому принципу - [ ±"человеческий"], формируется на самых ранних этапах онтогенеза.

Роджер Браун [Браун, 1973, гл. II] пишет, что флексия английского продолженного времени является единственной неподверженной сверхгенерализации флексией в речи англоговорящего ребенка. Так, дети никогда не употребляют эту флексию с глаголами "состояния", то есть не говорят wanting, liking, needing, knowing, seeing или hearing; но при этом флексия продолженного времени часто употребляется с глаголами, обозначающими процесс. Браун считает, что имеется четкое семантическое различие между теми глаголами, которые могут иметь флексию продолженного времени, и глаголами, для которых это невозможно. Последние выражают непроизвольные состояния, в то время как первые указывают на процессы, которые могут быть произвольными когда выступают предикатом при одушевленном субъекте. Такова единственная в английском языке подклассификация слов, служащая для выбора флексий и подчиняющаяся семантическому принципу. Необходимость запоминания того факта, что некоторые глаголы имеют нерегулярные формы прошедшего времени, а некоторые существительные - нерегулярные формы множественного числа, не базируется на семантическом или грамматическом принципах. Наборы таких форм, вероятно, заучиваются механически, и в результате подвергаются сверхрегуляризации в детской речи. Легче пользоваться правилом единообразно, чем необоснованно отвергать его, поэтому дети, говорящие по-английски и уже хорошо знающие, что никто не говорит I am knowing, еще долго продолжают говорить I knowed вместо I know или two sheeps вместо two sheep.

Назад Вверх Вперед

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.