Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.3.8. Заключение

Д.И. Слобин*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Все написанное на этих страницах - лишь набросок, который в будущем может стать моделью последовательности овладения языковыми структурами. Эта модель предполагает несколько основных компонентов, каждый из которых должен быть исследован. Первым компонентом, как я стремился показать, является развитие семантических интенций, обусловленное общим когнитивным развитием. Ребенок, обладающий врожденным чувством структуры и функции языка, начинает поиск средств для выражения этих намерений, активно пытаясь понять речь. Иными словами, у ребенка должны быть какие-то врожденные структуры, обеспечивающие ассимиляцию как языкового, так и неязыкового "входа". Ребенок сканирует языковой "вход", чтобы постичь значение, руководствуясь при этом определенными представлениями о языке, общими когнитивно-перцептивными стратегиями, и на собственном опыте "отрабатывает" ограничения, вызванные возможностями оперативной памяти. Как и в любой сфере когнитивного развития, процесс овладения языком включает ассимиляцию информации в соответствии с имеющимися структурами, а также приспособления этих структур к новому "входу". Стратегии восприятия речи дают толчок к формированию правил порождения речи. Внутренние языковые структуры с возрастом меняются по мере того, как растет объем памяти, как возрастающее понимание речевых интенций ведет ребенка к овладению новыми, все более сложными формальными образованьями, а также по мере того, как устанавливаются взаимосвязи и происходит перегруппировка внутренних структур в соответствии с общими принципами когнитивной организации. Все эти факторы представляют собой когнитивные предпосылки развития грамматики. Могут быть разные точки зрения относительно того, требует ли онтогенез грамматики сложной врожденной языковой способности, но нет сомнения, что этот процесс требует тонко структурированного активного мышления ребенка.

Назад     Наверх     Вперед


*  Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.