Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.4.1. Врожденные предпосылки освоения языка (окончание)

Ю.И.Кузьмин, Л.Н.Ильина*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Вывод о наличии детекторов фонетических свойств как-будто бы подтверждали эксперименты, выполненные на взрослых испытуемых в условиях так-называемой селективной адаптации [Eimas, 1973; Eimas, 1973a]. В этих экспериментах использовалась следующая цепочка процедур. Сначала испытуемым предъявляли для идентификации синтетические слоги, отличающиеся по степени выраженности какого-либо акустического признака. Например, в серии [ра] - [bа] ступенями менялась задержка начала фонации - от характерной для глухого согласного до характерной для звонкого. По результатам этого теста определяли фонемную границу между стимулами по тому акустическому признаку, который подвергался изменениям. Далее испытуемому предъявлялся адаптирующий (утомляющий) стимул - один из крайних стимулов тестовой серии, например, типичный [ра] или [bа]. Вслед за этим испытуемые проводили идентификацию стимулов из исходной серии или из другой подобной серии, например, из континуума [ta] - [da]. Основной эффект, полученный авторами, которые предложили данную экспериментальную парадигму, заключался в следующем: применение адаптора приводило к сдвигу фонемной границы не только в пределах той серии стимулов, к которой принадлежал адаптор, но и в других сериях, содержащих согласные той же категории. Именно этот результат позволил сделать вывод о том, что человек детектирует не акустические, а фонетические свойства сигнала [Eimas, 1974a; Eimas, 1974].

Последующие многочисленные исследования заставили отказаться от первоначальной интерпретации экспериментов, выполненных как на взрослых, так и на детях.

Было обнаружено, что выраженность эффекта явно зависит от степени акустического сходства между адаптором и тестовыми сигналами [Tartter, Eimas, 1975]. Кроме того, адаптация не возникает в тех случаях, когда звуки в адапторе и в тестовых стимулах находятся в разной позиции [Wolf, 1978]. Вместе с тем было обнаружено, что аналогичный эффект наблюдается при восприятии некоторых неречевых сигналов. При осмыслении этих результатов пришлось констатировать, что селективная адаптация связана с процессами в пределах слуховой системы.

Этот вывод нашел подтверждение в экспериментах, выполненных на животных. Было показано, что обезьяны, шиншилы и даже птицы способны различать звуки речи не хуже, чем дети [Dooling, 1989; Kuhl, Miller, 1975; Kuhl, Padden, 1982]. Например, граница между глухими и звонкими согласными по длительности задержки фонации оказалась расположенной у животных там же, что и у людей. Более того, при изменении места артикуляции согласного эта граница смещалась, как это наблюдается и у детей и у взрослых [Kuhl, Miller, 1975]. Обострение функции дискриминации на границе двух фонемных категорий также было выявлено у животных [Kuhl, 1981].

Все эти данные позволили заключить, что селективная адаптпция возникает преимущественно на уровне акустического описания речевых стимулов [Garrison, Sawush, 1986]. Таким образом, человек наследует способность воспринимать не фонетические признаки, но акустические контрасты.

Назад     Наверх     Вперед


*  Материал раздела представлен на основе статьи авторов Кузьмина Ю.И., Ильной Л.Н. "Этапы становления речи у детей"