Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.4.3. Первичные вокализации, гуление и лепет

Ю.И.Кузьмин, Л.Н.Ильина*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Считается, что дети последовательно проходят ряд стадий доречевого развития, для каждой из которых характерны звуковые реакции определенного типа. Обычно выделяют следующие типы вокализаций: крики, плач, гуление и лепет.

Данные о структуре криков приведены, в частности, в работах [Базжина, 1986; D’Odorico, Franco, Vidotto, 1985; Ostwald, Peltzman, 1974]. В первой из этих работ отмечен также возраст (начало четвертого месяца), когда крики, как проявления дискомфорта, трансформируются в плач.

Примерно месяцем раньше появляются вокализации, соответствующие комфортному состоянию ребенка, - гуление. Звуки гуления воспринимаются на слух как гласноподобные, сходные с нейтральным гласным взрослых лиц. В этих вокализациях встречаются также консонантоподобные призвуки, которые транскрибируются как гортанные или заднеязычные согласные. Акустические исследования показывают, что эти призвуки не связаны с периферическими артикуляциями. Наиболее вероятной причиной их возникновения является определенная нестабильность фонации - наличие в сигнале участков тремора, резких изменений частоты основного тона, возникновение субгармоник [Kent, Murray, 1982].

Со временем в звуковых реакциях ребенка появляются более четкие шумовые участки и смычные согласные, прежде всего альвеолярные. Постепенно произнесения приобретают слогоподобный характер; обнаруживается тенденция к повторению сходных артикуляторных комплексов, что и называется лепетом.

Консонантный состав лепета крайне разнообразен. В нем встречаются звуки, характерные для далеких друг от друга языков. При фонетическом транскрибировании лепета трудно определить не только характер звуков, но и их число в последовательности [Stockman, Woods, Tishman, 1981].

Со временем звуковой состав лепета обедняется, а составляющие его слогоподобные комплексы становятся более устойчивыми. Более частыми оказываются слоги типа СГ, содержащие смычные согласные. По данным некоторых работ [Базжина, 1986], перед началом такой стабилизации наблюдается период молчания. Примерно в этот же период слоги приобретают разную степень ударенности [Гвоздев, 1948]. Тем самым намечается переход к появлению первых слов.

По данным работы [Kent, Murray, 1982], длительности вокализаций на стадии лепета составляют в среднем 0,4 с и существенно не меняются в интервале от 3 до 9 месяцев. Существенно не меняется и формантный состав гласноподобных звуков.

Возрастные границы между отдельными стадиями доречевых вокализаций определяются по-разному. Названия этих стадий у разных авторов тоже не совпадают. Гвоздев А.Н. относит начало лепета к 3-му месяцу жизни, очевидно, включая в этот период стадию гуления. Другие авторы отмечают начало лепета примерно на 5-м месяце, учитывая заметное увеличение в этом возрасте числа консонантных элементов в составе звуковых последовательностей. Наконец, некоторые авторы [Базжина, 1986] называют вокализации детей в возрасте 5 - 8 месяцев не лепетом, а гуканьем, относя начало лепета к 9-му месяцу жизни. Считается, что в этом возрасте вокализации уже подвержены влиянию конкретной языковой среды. По данным работы [Носиков, 1986], лепет детей в возрасте 10 -, 19 месяцев содержит большинство гласных родного языка, хотя "посторонние" гласные присутствуют и в этом возрасте. Автор указанной работы обозначает соответствующий период как "зрелый лепет".

Назад     Наверх     Вперед


*  Материал раздела представлен на основе статьи авторов Кузьмина Ю.И., Ильной Л.Н. "Этапы становления речи у детей"