Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.4.4. Звуковой состав первичного словаря (окончание)

Ю.И.Кузьмин, Л.Н.Ильина*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Этим объясняется устоявшаяся уже тенденция описывать особенности звукового состава первичного словаря путем перечисления наиболее типичных искажений структуры слов. В литературе такие искажения получили неудачное название "фонологические трансформации" [Ingran, 1976; Kornfield, 1971]. К числу таких трансформаций относят: пропуски конечных согласных, замены стечений согласных одним звуком, пропуски слогов и т.п.

Многие авторы склоняются к мнению, что дети, по крайней мере на стадии освоения первичного словаря, используют в каком-то смысле холистическое (целостное) описание звуковой структуры слов. Такое мнение высказывали высказывали Д. Слобин [Слобин, Грин, 1976] и другие авторы [Cruttenden, 1981; Jusczyk 1987; Studdert-Kennedy, 1981].

Однако, закономерности, которым подчиняются звуковые искажения в речи детей, характерны также для ошибок в речи взрослых здоровых лиц, а также для ошибок в речи афатиков [Кузьмин, 1992]. Во всех этих случаях можно говорить о звуковых трансформациях структурно организованных звуковых комплексов. Таким образом, нет оснований думать, что субъективное отображение звукового состава слов у детей принципиально отличается от такового у взрослых. Скорее всего, дети отличаются от взрослых недостаточной структурированностью (упорядоченностью) субъективного лексикона. Эта их особенность устраняется по мере увеличения объема словаря, что сопровождается всё более тонкой дифференцировкой звуковых контрастов (противопоставлений).

Отметим, что отдельные звуковые искажения в речи детей могут наблюдаться, по крайней мере, до 5-6 лет. По мнению некоторых авторов, они связаны не с произносительной сложностью отдельных звуков, а с недостаточной дифференцированностью слухового их восприятия [Kim, Rudegeair, 1979]. Существует и другая точка зрения, согласно которой различимыми при восприятии могут быть только те звуки, на которые сформировались различимые артикуляторные реакции [Locke, 1968]. Видимо, процессы речевосприятия и речеобразования влияют друг на друга взаимно.

Назад     Наверх     Вперед


*  Материал раздела представлен на основе статьи авторов Кузьмина Ю.И., Ильной Л.Н. "Этапы становления речи у детей"