Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.4.8. Процесс становления письма и чтения

Ю.И.Кузьмин, Л.Н.Ильина*

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Известно, что дети в возрасте 4-5-ти лет, способные различать если не все, то большинство фонетических противопоставлений, не могут определить число звуков и слогов в слове [Liberman I.Y., Shankweiler, Fischer, Carter, 1974], не могут определить наличие сходных звуков в данной паре слов [Calfee, Chapman, Venazky, 1972], не могут по инструкции пропустить начальный звук при произнесении слова [Bruce, 1964]. Даже после специального обучения дошкольники не могут освоить классификацию слогов, основанную на сходстве отдельных звуков [Traiman, Baron, 1981; Traiman, Breaux, 1982]. Эти и другие подобные данные позволяют утверждать, что процесс восприятия речи не включает процедуру сегментации, необходимую для графической записи слов. Способность к такой сегментации формируется только при обучении письму. Среди отечественных авторов, которые связывали способность к сегментации слов с обучением письму, следует отметить В.К. Орфинскую [Орфинская, 1946] и А.Р. Лурию [Лурия, 1950].

В последнее время к такому выводу приходят многие другие исследователи. Некоторые из них прямо указывают, что осознание звуков как самостоятельных единиц является результатом обучения чтению и письму [Marcel, 1980]. По данным D. Perin [Perin, 1983] способность сегментировать речевые сигналы зависит главным образом от освоения письма и в меньшей мере от освоения чтения.

Мнение о том, что сегментация является особой процедурой, необходимой только для письменной речи, высказывают также дефектологи. По их наблюдениям, многие нарушения письма могут быть отнесены за счет нарушения процесса сегментации [Nesdale, Herriman, Tunmer, 1980].

Некоторые сторонники данной концепции дополнительно полагают, что дискретизация сигнала, осуществляемая в процессе письма, достигается путем анализа внутренних артикуляций [Perin, 1983]. На роль внутреннего проговаривания при записи слов детьми указывали многие другие авторы [Винарская, 1971; Назарова, 1952].

Назад     Наверх     Вперед


*  Материал раздела представлен на основе статьи авторов Кузьмина Ю.И., Ильной Л.Н. "Этапы становления речи у детей"