Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 10 - Детская речь

10.5.2. Развитие речи ребенка до 3-х лет (окончание)

Назад     Наверх     Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики


Следующим подпериодом является подпериод конструктивной синтагматической грамматики . Ребенок начинает, во-первых, сам создавать линейные грамматические конструкции, не имеющие аналога во "взрослой" речи. Так, в речи детей на различных языках отмечено одно и то же явление - удвоение последнего слога для обозначения притяжательности: Мама-ма шапа, Дядя Алеша-ша шапа, Дядя-дя Алеша-ша шапа. . Во-вторых, появляются первые собственно грамматические противопоставления - по-видимому, маркирующие различие синтаксических функций. Но эти противопоставления по звуковому облику случайны - специальное оформление флексии отсутствует. Кроме того, сами противопоставления еще не соответствуют существующей в языке грамматической парадигме: так, первоначально различаются только прямой и косвенный (или "активный" и "пассивный") падежи. Вообще словоформа существует для ребенка как целый "гештальт", она еще неразложима.

И наконец, в возрасте около двух лет ребенок приходит к парадигматической грамматике. В слове для него субъективно вычленяются отдельные морфемы или морфы, что доказывается возможностью образования по аналогии и в частности - наличием несуществующих во "взрослой" речи словоформ. Именно вычленяются, причем в плане содержания грамматических категорий!

В свою очередь, период парадигматической грамматики можно разделить на ряд последовательных подпериодов.

Для первого из них, подпериода нефонологической морфемики, характерно полное отсутствие ориентировки на звуковую форму морфемы.

Для второго - подпериода фонологической морфемики- характерна ориентировка "...на общую звуковую характеристику морфемы без учета ее тонкого фонематического состава" [Эльконин, 1958, с.79]. Этот путь ведет через фонетические признаки именно морфем: отсюда тот примечательный факт, что "в первую очередь четкость произношения проявляется во флексиях. В то же время корневая часть продолжает звучать нечленораздельно... Работа, проделываемая ребенком в связи с начатками различения грамматических значений..., способствует в этом периоде более расчлененному восприятию звукового состава слова. В структуре прежних недифференцированных "контуров" появляется пользование четкими фонемами" [Левина, 1961, с.26]. Это приводит к новому бурному росту словаря. Но для этого подпериода характерны образования, неправильные именно с морфонологической точки зрения: Два лефа, Вода течла, Аптекная машина.

Третий подпериод - это подпериод морфонологической морфемики.Здесь ребенок как бы нащупывает границы вариантности слова - и наконец их находит. Р.Е.Левина описывает такие "поиски" у одного ребенка: "Слово "завтрак" он начинает произносить как завтлык, завтлюк, явно акцентируя последние звуки; наконец, произносит, выделяя окончание убыстренностью темпа: завтлик"[Левина, 1961, с.26] (Примечание. При написании этого параграфа мы использовали анализ, проделанный нами в книге "Слово в речевой деятельности" [Леонтьев, 1965] на материале описаний детской речи на различных языках и на основе собственных наблюдений. К сожалению, этот анализ, результаты которого представляются нам и сейчас ценными, остался малоизвестным даже отечественным психологам, писавшим о психическом развитии ребенка, не говоря уже о зарубежных (в отличие от более поздних наших монографий, эта осталась непереведенной на иностранные языки). В других же наших работах предложенная в книге, 1965 г. система не воспроизводилась).

Назад     Наверх     Вперед