Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 11 - Внутренний лексикон и его органзиция

11.1.1. Опыт экспериментального исследования процесса формирования значения (продолжение)

Н.В. Уфимцева *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Для стимула-существительного были выделены следующие группы слов-реакций:

1. Парадигматические реакции, которые делятся на три подгруппы:

a) категориальные реакции - парадигматические реакции, принадлежащие к тому же семантическому полю, что и cлово-стимул /МУЖЧИНА-женщина, МАЛЬЧИК-девочка, СТАРИК-старуха/;

б) категориально-синонимичные реакции - также являются парадигматическими, но не принадлежат к тому же семантическому полю, что и слово-стимул, а являются его синонимами /ЮНОША-парень/ или синонимами - социальными ролями /МУЖЧИНА-отец/;

в) категориально-атрибутивные реакции - также являются парадигматическими, но, в отличие от первых двух групп, представляют собой приписывание слову-стимулу некоторого признака в широком смысле /СТАРУХА-клюка, МУЖЧИНА-мужество, РЕБЕНОК-кукла/.

2. Синтагматические реакции, которые подразделяются на две подгруппы:

а) оценочно-признаковые реакции /РЕБЕНОК-здоровый, хорошенький, противный; МУЖЧИНА-трусливый, в шляпе, представительный, умный/;

б) реакции, которые мы условно назвали синтаксическими /ЖЕНЩИНА-бежать, РЕБЕНОК-плачет, много; СТАРИК-устатый /;

3. Номинатор-операторные или словообразовательные реакции /термин предложен Ю.А.Сорокиным/. Это реакции, принадлежащие к тому же словообразовательному гнезду, что и олово-стимул /МУЖЧИНА-мужчины, муж, мужской, мужик, ЧЕЛОВЕК-человеки, человеческий, человечество/.

4. Ономатопейические реакции /МУЖЧИНА-лощина, кручина, СТАРИК-боровик/.

Некоторые реакции входят сразу в несколько выделенных нами групп и описываются набором признаков.

Предложенная группировка реакций не является классификацией в строгом смысле этого слова, поскольку в ее основу не положен один какой-либо признак. Каждая выделенная нами группа противопоставлена всем остальным реакциям по какому-то одному признаку, однако от группы к группе этот признак меняется.

Каковы же полученные нами результаты? Во-первых, поскольку cyществительные-стимулы представляют собой своего рода семантическое поле, интересно было проверить, действительно ли они связаны между собой в сознании носителя языка. Было установлено, что значительный процент реакций составляют члены того же семантического поля, что и стимул, особенно во 2 и 5 классах, однако в дальнейшем процент их в общем числе реакций падает.

Основной особенностью реакций второклассников является значительный процент номинатор-операторных реакций, особенно у девочек, а это значит, что весомая часть реакций принадлежит к тому же словообразовательному гнезду, что и слово-стимул. Ассоциативные связи пятиклассников (и мальчиков, и девочек) характеризуются преобладанием различных парадигматических реакций с одновременным появлением относительно большого (по сравнению с другими классами) числа ономатопейических реакций. Для ассоциативных связей восьмиклассников характерно преобладание двух типов реакций: оценочно-признаковых и категориально-атрибутивных. Для ассоциативных же реакций десятиклассников типичным является доминирование оценочно-признаковых, катего-риально-атрибутивных и категориальных синонимов.

Для стимула-прилагательного была принята группировка реакций, близкая к группировке реакций для стимулов-существительных, однако имеющая свои особенности.

Для стимула-прилагательного была принята группировка реакций, близкая к группировке реакций для стимулов-существительных, однако имеющая свои особенности.

a) реакции-синонимы - в широком смысле (ОГРОМНЫЙ- большой, крупный, необъятный; МАЛЕНЬКИЙ- небольшой, крошечный);

б) реакции-антонимы - в широком смысле (БОЛЬШОЙ- маленький, слабый; КРОШЕЧНЫЙ- большой, огромный).

2. Синтагматические реакции также делятся на две подгруппы:

а) приписывание оценочного признака (КРОШЕЧНЫЙ- остров, ребенок, листок, СРЕДНИЙ- рост, дом, образование);

б) синтаксические реакции (МАЛЕНЬКИЙ- играть; НЕБОЛЬШОЙ- хотеть).

3. Номинатор-операторные реакции (КРУПНЫЙ- крупная, крупно, по-крупнее, крупнота).

4. Ономатопейичеокие реакции (БОЛЬШОЙ-ВОЛЬШОЙ, с левшой).

Как и для существительных, число реакций, принадлежащих к тому же семантическому полю, что и стимул, достаточно велико, особенно во 2-ых, 5 и 10 классах, хотя процент их по отношению к общему числу реакций падает по мере взросления испытуемых.

Назад    Наверх    Вперед


* Языковое сознание: формирование и функционирование. // Под ред. Уфимцевой Н.В. М.: РАН, Институт языкознания, 1998, 256 с.