Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 11 - Внутренний лексикон и его органзиция

11.2.1. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека (продолжение)

А.А. Залевская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Правомерность гипотезы ядра лексикона подтверждается при первом взгляде на материалы AT. Так, на букву "А" приведены сведения о входящих ассоциативных связях к 657 словам, то есть о тех исходных словах, которые вызвали эти слова в качестве ассоциатов. В это число вошли 79 слов, каждое из которых вызвано лишь одним каким-либо словом-стимулом, 47 - двумя, 28 - тремя, 37 - четырьмя, 31 - пятью, 11 - шестью, 18 - семью, 19 - восьмью, 13 - девятью. 348 слов имеют от 10 до 100 входящих связей, 20 - от 100 до 200 и 3 - от 200 до 300 связей такого рода. Ни одно слово на эту букву не имеет более 300 входящих связей. Это привело нас к предположению, что 300 и более входящие ассоциативных связей должно иметь лишь небольшое количество слов, которые, по всей видимости, входят в ядро лексикона и тем самым представляют интерес для исследования. Анализ полного массива содержащихся в AT данных /около 54 тыс. словарных статей/ позволил обнаружить 75 слов, из них 2 вызваны более чем 1000 разных слов-стимулов, 3 - более 800, 8 - более 600, 9 - более 500, 16 - более 400 и 34 - более 300. Эти слова приведены ниже в таблице, где они расположены по линии убывания числа их связей с разными исходными словами.

Анализ перечисленных слов обнаружил, что отнесенные к ядру лексикона слова отличаются элементарностью форт: лишь 11 слов из 75 являются двусложными, остальные состоят из одного слога.

Установление принадлежности этих слов к лексико-грамматическому классу /части речи/ было связано с рядом трудностей, обусловленных спецификой английского языка. Как показала выверка по словарям, лишь 25 слов из 75 сопровождаются только одной пометой по обсуждаемому признаку; в это число вошли 13 существительных, 4 прилагательных, 4 местоимения, 2 наречия, I предлог и I частица. Остальные слова имеют от двух до шести помет, ср.:

man- n., v., good - n., a; yes - part., v.; water - n., a., v.; black - n., a., v.; to - adv.,prep., part., up - n., a., v., adv., prep., pref., in - n., a., adv. ,prep., v. , pref'.

С учетом случаев, в которых вторая помета сопровождается уточнением "редк.", "книжн.", число существительных увеличивается до 18, а местоимений - до 5, что мало помогает. Это заставило нас идти по иному пути, а именно - выяснять, в каком значении каждое исследуемое слово было вызвано в эксперименте в качестве ассоциативной реакции. Для этого был проведен анализ входящих ассоциативных связей, зарегистрированных в AT для интересующих нас слов. Сопоставление стимула и ассоциата служило средством выявления в последнем значения предметности, процеосуальности и т.д. Напр., судя по ассоциативным парам типа DARKNESS - light /ТЕМНОТА, ТЬМА - свет/, HEAVY - light /ТЯЖЕЛЫЙ - легкий/, WEIGHT - light /ВЕС - легкий/, в эксперименте актуализовались омонимичные ассоциаты, один из которых является существительным, а другой - прилагательным. В результате группировки разграниченных случаев делался вывод о принадлежности исследуемого слова к тому или иному лексико-грамматическому классу или с процентном соотношении выявленных связей, если имела место омонимия аосоциатов.

Конечным итогом предпринятого анализа материалов AT по этому параметру явилось заключение, что основное место в списке отнесенных к ядру лексикона английских слов занимают существительные (около 60% от общего числа слов), далее идут прилагательные (около 20%), наречия и предлоги составляют около 10%, местоимения - 7%, частицы - около 3%. Несмотря на то, что 43 слова из анализируемых 75 по показаниям словарей могут быть глаголами (7 из них с ограничительными пометами типа "редк"), ни одно из этих слов не актуализовалось в эксперименте только или преимущественно со значением процессуальности; последнее либо не прослеживается совсем, либо реализовалось в отдельных ассоциативных парах на фоне преобладания актуализации омонимов со значениями предметности или качества. Учитывая все-таки, что определенная часть ассоциативных связей некоторых из этих слов актуализовалась со значением процессуальности /в частности, у слов work, drink, help и в меньшей мере у слов love, fire, fear /, мы сочли возможным условно квалифицировать в качестве глаголов около 6% слов, омонимичных отнесенным ранее к группе существительных.

Анализ характера связи исследуемых слов с вызвавшими их словами-стимулами приводит к выводу, что связь эта за весьма редкими исключениями является семантической, последняя может также сочетаться со связью, обусловленной речевым навыком /то есть совокупность исходного слова и ассоциата представляет собой некоторое фразеосочетание/.

Не располагая справочными источниками, полученными на материале британского варианта английского языка, на базе которого проводился обсуждаемый эксперимент, мы не можем с уверенностью сказать, является ли все рассматриваемые 75 слов высокочастотными и усваиваются ли они в первые годы жизни овладевающего английским языком ребенка. Тем не менее знакомство с такого рода источниками, полученными на материале американского варианта английского языка, дает основания предположить, что обе эти характеристики типичны для подавляющего большинства входящих в ядро лексикона слов.

Следует подчеркнуть, что сам факт вычленения активного ядра лексикона полностью согласуется с результатами исследования киевских психологов, установивших, что максимальное число связей имеют слова, представлявшие особое значение для испытуемого как личности и отражающие самые емкие понятия, связь с которыми имеет максимальную вероятность воспроизведения [Старинен, 1976]; см. сопоставительный анализ материалов киевского эксперимента и выделенного нами перечня английских слов в статье Н.О. Золотовой в настоящем сборнике. В то же время проведенное нами межъязыковое сопоставление структуры ассоциативных полей слов-коррелятов в ряде языков [Залевская, 1978] позволяет предположить, что наличие подобного ядра можно считать одной из универсальных тенденций в организации лексикона человека, а принадлежность некоторой единицы лексикона к его ядру определяется в первую очередь ролью этой единицы как средства доступа к системе энциклопедических и языковых знаний человека.

Интересно отметить, что сделанное нами заключение о том, что основное место в ядре лексикона человека занимают существительные (кстати, полностью подтвердившееся при анализе материалов киевского эксперимента), противоречит популярным ныне вербоцентрическим концепциям /см., напр., высказывания У. Чейфа, [Чейф, 1975, c.22,114-115] о ведущей роли глагола в языке/ и в то же время согласуется с предположениями о первичности существительного в развитии речи как в филогенезе, так и в отногенезе /ср.: Мигирин, [Мигирин, 1973, c.56-57]; Ветров, [Ветров, 1968, c.231-232], а также указание А.Р. Лурия, [Лурия, 1979, c.88] на то, что вещественные слова - существительные - выделяются и осознаются ребенком гораздо раньше, чем слова, обозначающие действия и качества/. С этой точки зрения весьма интересен сделанный на основе результатов новейших исследований вывод Вяч.Вс. Иванова [Иванов, 1978, c.34] о том, что зрительные и пространственные образы, которые хранятся в правом полушарии мозга человека, - это прежде всего образы предметов, в то время как свойства и признаки, а также действия выделяются позднее при анализе предметов. Заметим также, что в экспериментальном исследования Л.П. Руденко [Руденко, 1972] 96% испытуемых дали названия объектов в качестве средства экстериоризации внутренней программы действия, а Н.В.Уфимцева в публикуемой в настоящем сборнике статье отмечает, что участвовавшие в ее эксперименте второклассники, свободно оперировавшие существительными и прилагательными, испытывали затруднения, когда в качестве слов-стимулов давались глаголы; имело место значительное число отказов от ассоциативных реакций.


Назад    Наверх    Вперед


* Залевская А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека. Калинин, 1977.