Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 12 - Дислексия и дисграфия у детей

12.1.1. Общие замечания

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

История развития человечества позволила оформиться так называемой внешней памяти, и произошло это за счет кодирования и фиксации знаний в символическом виде. Возможность пользоваться этим культурно-эволюционным достижением определяется, естественно, овладением навыками чтения и письма.

Первыми возникли иконические формы письменности - "пиктографическое письмо" - которые, собственно, были рисунками. Эти типы письма уступили место силлабическим (слоговым), а потом и алфавитным системам письменности. Такая эволюция письма была вызвана усложнением когнитивных способностей человека и дифференциацией сенсомоторных навыков. Антропологические исследования свидетельствуют, что развитые формы письменности возможны только при определенном, минимально необходимом уровне когнитивных навыков. Ф. Кликс пишет, что понятиями архаического мышления являются наглядно-иконические представления. Передача сообщений в этом случае происходит с помощью рисунков.

Сходные черты культурной эволюции письменности мы видим у детей при овладении грамотой. Для того, чтобы это стало возможным, ребенок должен достичь известного уровня когнитивной и моторной зрелости. Наступление т. н. "школьной зрелости" зависит от ряда биологических и психологических факторов. Недостаточная зрелость соответствующих механизмов может привести к значительным затруднениям в овладении письмом и чтением.

По данным англо-язычной литературы 15-20 процентов детей школьного возраста страдают этими расстройствами при нормальном интеллекте. в этой связи говорят о минимальной мозговой дисфункции, o minimal brain damage и о specific learning disability. Дети с такими нарушениями по интеллектуальному уровню находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности при усвоении школьной программы.

Мозговые механизмы нарушения чтения и письма стали интересовать ученых еще в начале века. Наиболее известную гипотезу причин таких нарушений высказал S. Orton (1937): он считал, что у таких людей нарушена функциональная специализация полушарий головного мозга, что показателями - среди прочего являются левшество и амбидекстрия. Дело обстоит не просто, в частности показаны нарушения пространственной ориентировки в сторонах тела и внешнем пространстве. Показано, что нарушено запоминание и воспроизведение временной последовательности событий, действий, слов; нарушены сканирующие движения глаз. Группа исследователей из Гарварда показала, что "выпадение" групп слов или букв у дислексиков происходит из-за аномально медленного функционирования ряда нервных процессов - в основе лежит неспособность воспринимать очень быстро меняющиеся стимулы. М. Левингстон выяснила, что у дислексиков мелкоклеточные системы, отвечающие за медленные процессы, анализирующие высококонтрастные изображения функционируют нормально, тогда как крупноклеточные, отвечающие за быстродвигающиеся низкоконтрастные образы - нарушены. Исследования мозга таких больных post-mortem показали, что нейроны крупноклеточной системы имеют у них необычно маленькие размеры, а мелкие нервные клетки проводят сигналы медленнее. Значит, по ее мнению, сигналы поступают от мелко- и крупноклеточной системы к высшим мозговым механизмам в неправильной последовательности. Для других видов психической деятельности это было бы не так важно, но чтение зависит от анализа очень быстрых движений глаз - и такие аномалии оказываются роковыми.

В слуховой системе также выделяют быстрые и медленные системы, что может объяснять нарушение восприятия устной речи при дислексии.

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.