Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 12 - Дислексия и дисграфия у детей

12.1.2. Диагностика дислексий и дисграфий

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Первой задачей является установление реальной картины и степени отставания ребенка от сверстников.

  1. Часто все находится в пределах нормы, но излишне тревожные или тщеславные родители считают, что ребенок отстает.

  2. Ребенок мог просто пропускать занятия и потому отстать.

  3. Ребенок может иметь сниженный интеллект. Только после того, как эти причины отвергнуты, надо переходить в собственно нейролингвистической оценке ситуации.

Второй задачей является, таким образом определение уровня интеллекта.

Третьей задачей является выявление уровня речевого развития ребенка, его владения устной речью.

Четвертой задачей является анализ психопатологической картины и назначение лечения и других видов коррекции.

Оценка умственного развития: диссонанс между вербальным и невербальным интеллектом. При дислексии умственные операции, не требующие участия речи, развиты значительно лучше. Поэтому наиболее информативны задания, требующие логических операций невербального характера (классификации, пространственная комбинаторика, поиск алгоритма изменения фигур и т. д.) - невербальные тесты Векслера. Полезны методики рисования предметов по памяти и срисовывания геометрических фигур. Необходимо проверять кратковременную слухоречевую память, способность к рядообразованию (цифры, дни недели, алфавит и т.д.).

Оценка развития устной речи: необходимо знать состояние импрессивной и экспрессивной речи. Анализируются такие параметры как речевая активность, сложность построения и длина фраз, грамматичность, объем словарного запаса, фонематическая компетентность(называть изображения). Следует следить и за нарушением слоговой структуры (замены, пропуски).

Оценка навыка чтения: оценивается способ, скорость, правильность, автоматизированность (беглость), понимание прочитанного. Для этого используются специализированные методики (см. стр. 201 и далее у Корнева). В 3 классе большинство детей овладевают навыком чтения целыми словами, а к пятому - происходит автоматизация - чтение становится беглым и выразительным. Оценки производятся по таблицам, отражающим возрастные нормы. Вычисляется Коэффициент Техники Чтения (стр. 135-139)

Оценка навыка письма:

  1. Качество усвоения графем - прочность, правильность, автоматизированность и дифференцированность звуко-буквенных связей. Для этого используются следующие приемы:

    • подбор ребенком названных букв из разрезной азбуки;

    • запись букв под диктовку;

    • списывание букв с печатного изображения;

  2. Классификация ошибок в письменных работах - требуется разделять эпизодические и систематические ошибки - стойкие замены букв6 пропуски, перестановки6 аграмматизмы. Хорошим тестом на выявление дисграфии является списывание и исправление деформированного текста (стр.141).

  3. Нарушения каллиграфии - дисфункция моторного компонента письма. ребенка просят как можно быстрее писать в течение 2 минут фразу Маша пришла в школу. Подсчитывают среднее количество знаков в минуту.

А.Н. Корнев разработал методику ранней диагностики предрасположенности к дислексии (чем раньше - тем лучше). Задания выявляют неполноценность психических функций:

  • рядоговорение;

  • воспроизведение звуковых ритмов;

  • "кулак-ребро-ладонь";

  • рисунок "дом- дерево-человек";

  • срисовывание геометрических фигур;

  • повторение цифр из ABM-WISC;

  • ориентировка в "право-лево";

  • составление рассказа по серии картинок.

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.