Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 12 - Дислексия и дисграфия у детей

12.2. Экспрессивная алалия: задержка нормального развития речи или патологическое ее развитие? (продолжение)

В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Различия между группами проявлялись в следующем.

  1. Нарушения фонологической системы у детей с алалией оказались более выраженными, чем у нормально развивающихся детей. При алалии заменам подвергались звуки как позднего, так и относительно раннего формирования. У детей сравниваемой группы неправильно реализуемые классы звуков соответствовали этапам развития звуковой системы языка.

  2. При алалии наблюдались случаи, когда "сложные" звуки, звуки позднего формирования в онтогенезе произносились правильно, а сравнительно "простые", то есть более рано осваиваемые звуки заменялись другими. Например, испытуемый с алалией слово "волосы" произносит, как (hol'ot'i), замещая не только поздно формирующийся "сложный" звук [s], но и формирующийся [v]. Аналогичная замена [v] на [j] наблюдалась в словах "вода"(jada); "Ваня"(jana). Одновременно тот же испытуемый правильно произносил слова, содержащие такие "сложные" звуки как [č], [š], [z] (например, "замок", "кашечка").

  3. При алалии более "простые", наиболее рано формирующиеся звуки, иногда заменяются на звуки более "сложные", позднее формирующиеся в условиях нормального становления речи. Например, [f] может заменяться на [s], [b] на [r], [s] на [č] и т. п. В норме же, как правило, "сложные" звуки заменяются "простыми".

  4. У детей, нормально овладевающих звуковой системой, нерегулярные ("случайные") замены встречаются только на ранних стадиях овладения звуковой системой, а в дальнейшем набор субститутов обычно сужается до одного. В то же время при алалии набор промежуточных звуков остается крайне расширенным. Например, в набор субститутов для звуков [z], и [ź] могут входить [t], [ď], [č] и др.

  5. Если в норме ребенок "недоступные" для него звуки заменяет усвоенными, то при алалии часто наблюдаются замены на звуки, которые в норме не выступают в качестве заменителей. Например: [z][č], [f][s], [v][ľ].

  6. В этих случаях субститутами являются звуки, которые формируются в нормальном онтогенезе позднее заменяемых.

  7. И у детей с алалией, и у нормально развивающихся детей точность реализации звуков зависит от контекста (сегментного и надсегментного): в одних положениях звук может произноситься правильно, в других-заменяться на иные фонемы. Однако если в норме это влияние распространяется на единичные звуки, то при алалии встречаются случаи, когда большинство фонем в определенных положениях употребляется правильно, а в других - неправильно.

  8. При алалии в большей степени, чем в норме, искажается слоговая структура слова: искажению часто подвергается вся его звукоритмическая структура. Если в норме такие искажения наблюдаются только на ранних этапах формирования звуковой стороны речи, то при алалии они сохраняются даже и при относительно сформированном сегментном составе.

Приведенный материал, как мы думаем, позволяет разграничить алалию и "простую" задержку развития речи: если при "простой" задержке звуковой состав (система фонематических противопоставлений) формируется с некоторым запаздыванием, но в соответствии с этапом развития звуковой стороны речи в норме, то при алалии на каждом этапе программа развития частично формируется на базе патологически сформированного предыдущего этапа.

В связи со сказанным хочется обратить внимание на несколько обстоятельств.

В клинике наблюдаются случаи, когда описанные выше звуковые нарушения проявляются изолированно, без нарушений на лексическом, синтаксическом и морфологическом уровнях. Такие нарушения можно рассматривать как алалические. Изолированность этих нарушений можно обосновать, исходя из относительной автономии звуковой стороны языка по отношению к другим его сторонам. Определенную сложность представляет трактовка рассматриваемых нарушений, то есть вопрос о том, можно ли считать их моторными или языковыми (структурно-функциональными). В настоящее время ответить на этот вопрос затруднительно, поскольку нет достаточных сведений о процессах речеобразования в норме, а также об освоении детьми фонологических систем разных языков. Думается, что частичное разграничивание моторных и языковых нарушений возможно, если определено понятие "артикулярной сложности" звуков. Традиционно считается, что в русском языке звук [z] артикуляционно сложнее звука [t], а звук [ž] сложнее [z] и т. д., поскольку они формируются в онтогенезе позже или раньше соответственно. Но для того, чтобы утвердиться в этом убеждении или отрицать его, необходимо иметь данные о порядке усвоения звуков детьми, овладевающими различными фонологическими системами. Наличие общих закономерностей в порядке усвоения звуков, вероятно, будет свидетельствовать об "универсальном" характере сложности звуков, а наличие различий в порядке усвоения звуков у носителей различных языков - о функционально-языковом характере сложности звуков.

Назад    Наверх    Вперед


*  В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин Экспрессивная алалия: задержка нормального развития речи или патологическое ее развитие? // Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями [Механизм..., 1989]