Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 12 - Дислексия и дисграфия у детей

12.3. Профилактика речевых нарушений в дошкольном возрасте

Л.И. Вансовская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Речь маленьких детей в период формирования изобилует различными недостатками. Некоторые из них являются характерными для того или иного этапа становления речи, в то время как другие могут быть вызваны аномалиями речевого аппарата, нарушениями слуха, социальными условиями жизни ребенка, неправильным речевым его воспитанием. В любом случае нужно позаботиться о своевременной коррекции имеющихся отклонений, о воспитании у ребенка потребности в общении, о формировании осмысления речевых элементов и запоминании их. Всякая задержка речевого развития затрудняет взаимоотношения ребенка с окружающими, а в дальнейшем отражается на обучении его грамоте, чтению и развитию у него других психических функций. В более позднем возрасте отставание в речевом развитии компенсируется с большим трудом и не полностью. Порой взрослые недостаточно знакомы с нормальным процессом становления речи и не замечают наличие тех или иных отклонений. Вот почему необходима пропаганда знаний, консультативная работа с молодыми родителями и воспитателями, ориентация лиц, состоящих в социальных контактах с ребенком, на активное участие в формировании коммуникативных способностей детей.

Давно известно, что членораздельная речь развивается исключительно в социальном окружении. Ее становление и совершенствование зависят от того, каково это окружение и в какой мере оно такому развитию благоприятствует или не благоприятствует. При этом диапазон отрицательно действующих факторов окружающей среды довольно широк. Чтобы выявить такие факторы, необходим подробный анализ анамнестических данных, условий жизни ребенка. Следует учитывать общее развитие близких ему людей (матери, отца и др.). Одним из условий правильного формирования речи является ясная, четкая и неторопливая речь родителей, позволяющая ребенку освоить правильные речевые образцы, побудить его к речевому общению. Более отчетливый разговор с ребенком приводит к более точному воспроизведению звуков родного языка. При этом тренируется подвижность речевых органов, развивается способность фонематической дифференцировки. Необходимо также соблюдение некоторого фона тишины для воспитания слуховой восприимчивости. В семье должны быть устранены неадекватные воспитательные факторы:

  • тенденция взрослых имитировать недостатки детской речи;

  • длительные контакты ребенка с людьми, имеющими речевую патологию;

  • невнимание к развивающейся речи ребенка, в том числе к первым предречевым вокализациям;

  • длительное пребывание ребенка среди сверстников без планомерного воздействия на его речь образцов речи взрослых;

  • применение недоброжелательных интонаций, противоречивых требований к ребенку в семье;

  • загромождение памяти ребенка сложными фразами и непосильными для него стихотворными и другими текстами;

  • длительное прослушивание программ радио и телевидения;

  • частая смена жизненного стереотипа.

Не следует также забывать, что ребенок не переносит принуждения и отрицательных эмоций, что его нельзя поправлять мимоходом, спешно, особенно когда ребенок увлечен каким-то делом, поскольку такие поправки вызывают раздражение ребенка, либо они пропадают даром. Надо беречь ребенка от психологических конфликтов, осторожно помогать ему находить правильные формулировки мысли и соответствующие формы речи.

Не все дети одинаково овладевают нормальным произнесением звуков и слов. Недостаточная моторная готовность органов речи к производству звуков и их сочетаний приводит к моторной форме дислалии. При этом у ребенка может наблюдаться отставание общей и тонкой моторики, неточность и некоординированность движений. Все это ведет к смазанной речи и неправильному звукопроизношению.

Подготовительная коррекционная работа с ребенком начинается обычно с вовлечения его в такие виды деятельности, как физическое воспитание, занятия спортом, музыкально-ритмические упражнения, подвижные игры. Перечисленные задания чередуются с целесообразными артикуляторными упражнениями для языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, которые проводятся на фоне общей релаксации мышц с целью устранения или ослабления скованности и общей заторможенности. Различные виды дыхательной гимнастики стимулируют взаимодействие дыхания и артикуляции. Музыкальные занятия улучшают развитие двигательной сферы детей, развивают координацию, плавность и выразительность движений. Пение укрепляет и выправляет такие недостатки, как замена звуков и недоговаривание окончаний слов. Ребенок с большой охотой занимается речью во время лепки, рисования, конструирования и других занятий.

Виды гимнастики органов речи определяются характером нормальной артикуляции звука, который формируется, и характером имеющихся искажений. В основе артикуляции почти всех звуков (исключается сонант "л") лежит одно универсальное положение-широкое распластывание спинки языка с касанием боковых его краев с верхними коренными зубами. Этому произвольному движению языка и надо научить ребенка. Звуками, позволяющими освоить такую позицию спинки языка, являются гласные "и" и "е", а также сочетание "ие". Закрепив такие движения языка, можно переходить к формированию шипящих, а затем и свистящих звуков. Наиболее предпочтительным способом постановки звука является подражание. Способов постановки звука "р" очень много. Одним из несложных упражнений является следующее: на фоне общей релаксации мышц ребенок одновременно с круговыми движениями рук быстро выдыхает воздух через губы и лежащий между ними кончик языка, образуя сначала грубую вибрацию типа кучерского "тпрр". Далее такие вибрации упрощаются и автоматизируются.

Быстрые экскурсии языка вверх к передним зубам и вниз на фоне непрерывного произнесения одного из звуков "ы", "у", "а" подводят к звуку "л".

Назад    Наверх    Вперед


*  Л.И. Вансовская Профилактика речевых нарушений в дошкольном возрасте // Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями [Механизм..., 1989]