Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 12 - Дислексия и дисграфия у детей

12.3. Профилактика речевых нарушений в дошкольном возрасте (продолжение)

Л.И. Вансовская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Для развития слухового восприятия при сенсорной форме дислалии нужно продвигаться от легких для дифференциации явлений к более тонким различениям, развивая у ребенка способность узнавать сначала неречевые звуки; такие, как звуки свистка и барабана, подражания звукам животных и т.п., а затем речевые. Для развития фонематического слуха и фонематического анализа предлагаются упражнения на умение выделить заданный звук на фоне слова, определить его место в слове (начало, середина, конец), самостоятельно подобрать слова на заданный звук, уловить четкость звуковых образов слов с неправильно произнесенными оппозиционными звуками (с-ш, з-ж и т. д.)

Дифференциацией смешанных звуков необходимо заниматься как в бытовой речи, так и во время обучения чтению и грамоте. Во время таких занятий ребенок осваивает не только конкретные слова, но и звуковой состав языка в целом, характерную для него систему звуковых противопоставлений.

При сенсорном отставании ребенка конечной целью занятий является формирование способности к слуховой дифференциации звуков с опорой на зрительный, кинестетический, кожно-тактильный и др. анализаторы. Во время занятий внимание ребенка направляется на создание различных артикуляторных позиций, характерных, например, для свистящих и шипящих звуков (при произнесении согласного "с" спинка языка опущена, при звуке "ш"-поднята), на ощущение выдыхаемого воздуха в момент проговаривания (при произнесении звука "с" - сконцентрированная и холодная струя воздуха, при произнесении "си"-теплый и более свободный выдох). Далее отрабатывается артикуляторный уклад конкретных звуков. Наиболее часто нарушенный звук "с" можно получить исходя из позиции, характерной для согласного "ф", убирая вниз нижнюю губу, а звук "ш"-произнося согласный "с" и одновременно поднимая вверх переднюю часть языка.

Иногда при полном отсутствии звука или неустойчивости его употребления бывает достаточно систематически привлекать зрительное и слуховое внимание ребенка к звуку, чтобы он возник и правильно закрепился.

Если нарушение речи обусловлено аномалиями в строении артикуляторного аппарата, необходимо устранить, либо сгладить имеющиеся анатомические отклонения. Врач-ортодонт корригирует зубы, неправильные прикусы в 4-6 лет. Если нет возможности полностью устранить анатомический дефект, тогда в процессе занятий формируется приближенный вариант звука. Например, артикуляция шипящих звуков осуществляется при низком подъеме языка и при участии не переднего, а среднего его отдела. Аналогичным образом звук "л" может произноситься как зубно-язычный согласный, акустические характеристики которого практически не отличаются от нормативных.

Формирование речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба является сложнейшим и важнейшим мероприятием в процессе социальной адаптации лиц с открытой ринолалией. Врожденные аномалии тяжело действуют прежде всего на родителей как в психологическом, так и в социальном планах. Страх за будущее ребенка, отчаяние и разочарование целиком охватывают их, особенно мать. Ее пугает состояние здоровья и дальнейшее развитие ребенка, отношение к нему окружающих. Некоторые родители прерывают связи с друзьями, держат ребенка в изоляции, другие консультируются, ищут помощи, не ограждая ребенка от контактов с окружающими (взрослыми и детьми). Второй подход является более целесообразным и обеспечивает более полноценное развитие и воспитание ребенка. Родители нуждаются в рекомендациях по уходу за ребенком, особенно в раннем периоде его жизни, поскольку у таких детей нарушаются функции сосания, глотания и дыхания, а в некоторых случаях и слуховая функция из-за частых простудных заболеваний.

Назад    Наверх    Вперед


*  Л.И. Вансовская Профилактика речевых нарушений в дошкольном возрасте // Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями [Механизм..., 1989]