Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 12 - Дислексия и дисграфия у детей

12.3. Профилактика речевых нарушений в дошкольном возрасте (окончание)

Л.И. Вансовская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Реабилитация детей с врожденными аномалиями лицевого скелета осуществляется комплексно и планомерно: на 3-м месяце оперируется верхняя губа (хейлопластика) и проводится ортодонтичеокое вмешательство - обтурирование расщелины для обеспечения питания, глотания, дыхания и развития предречевых вокализаций ребенка. Такое временное обтурирование расщелины улучшает общее физическое состояние ребенка. Целью следующего хирургического этапа лечения является устранение расщелины неба, удлинение и сдвиг мягкого неба назад, а также сужение среднего отдела глотки (мезофаринго-констрикция). Такие оперативные вмешательства осуществляются либо в 3-6 лет, либо в 10-13 лет. Ранние сроки операции предпочтительнее для правильного развития речи, для обеспечения дальнейшего нормального обучения и воспитания лиц с данной аномалией. Известно, что для открытой ринолалии на почве врожденных расщелин характерно поражение всех систем речеобразования: дыхательной, голосовой и артикуляторной. Отсюда высокая сложность симптоматики и необходимость проведения систематической речевой работы в до- и послеоперационный периоды. При этом следует учитывать важность формирования и неречевых процессов-восприятия, памяти, мышления и других функций, а также развитие личности ребенка в целом.

На первом году жизни основное внимание уделяется общему физическому развитию и тренировке органов речи (губ, языка), формированию слухового и зрительного внимания к речи взрослых. Мать должна чаще разговаривать с ребенком, поощрять его гуление и лепет и относиться к нему равно, как и к другим детям. Во время выполнения речевой гимнастики не допускается перенапряжение мускулатуры речевых органов и особенно включение в процесс речи мимических мышц (компенсаторных движений крыльев носа, мышц лба и щек). Воспитывается и поощряется удлиненный ротовой выдох при диафрагмальном типе дыхания, путем активизации передней части спинки языка, устраняется чрезмерное напряжение корня языка и формируется навык смещения его в передние отделы ротовой полости. Образование гласных в этих случаях имеет свою специфику. Сначала они формируются на активном выдохе как более открытые при легком отведении уголков губ в стороны, с языком, лежащим у нижних резцов. Затем гласные произносятся на мягкой атаке без усиления голоса. Далее фонация гласных чередуется с имитацией характерных для них позиций. Слуховое внимание у детей может быть искажено, и они могут не замечать своих недостатков. К мероприятиям, развивающим слуховое внимание, относятся занятия музыкой, пением тихим голосом, хороводы. Периодически ребенку даются несложные задания для различения неречевых звуков, а также для развития способности к подражанию. При произнесении гласных постоянно активизируется ротовой выдох, контролируемый с помощью тактильных ощущений. Далее освоенные гласные, используются в процессе коррекции согласных звуков. С целью отработки координации движений артикуляторов согласные формируются в интервокальной позиции типа гласный - согласный-гласный, например, в слотах типа "ипи", "ити", "или", "ефе", "епе" и др. Более открытому произнесению согласных и смещению артикуляторного фокуса в передние отделы ротовой полости способствует ослабление мышечного напряжения и сокращение времени произнесения согласного звука. Чем короче произнесение согласных, тем быстрее реализуется плавность, слитность и нужный ритм речи. До операции активно накапливается словарный запас ребенка, развивается грамматический строй.

Особенность послеоперационного периода состоит в том, что ребенок приучается использовать в процессе речи новые анатомические условия: он производит замыкательные небно-глоточные движения, регулирующие струю выдыхаемого воздуха при речи и автоматизирует движения в связной речи. Следует и в этих условиях продолжать развитие слухового контроля, фонематического восприятия и закреплять кинестатические и тактильные ощущения от формируемых артикуляторных укладов. Для активизации мягкого неба, для обеспечения более плотного его примыкания к задней стенке глотки рекомендуется ряд упражнений:

  • имитация произвольного покашливания,

  • полоскание горла, позевывание,

  • глотание мелких порций воды и жидкой пищи,

  • напевание мелодий.

Во время проведения этих упражнений запоминаются и закрепляются ощущения сначала непроизвольного, а затем произвольного напряжения небно-глоточных мышц. Наконец, отрабатывается координация активности небно-глоточного затвора с ротовым выдохом, так как в потоке речи выдох провоцирует расслабление неба и глотки. Стимуляция небных мышц поддерживается также массажем, который проводится ежедневно в течение года, а иногда и дольше.

Следующим видом занятий является отработка интенсивного ротового выдоха в неречевых условиях - сдувание со стола или ладони легких предметов, игра на губной гармошке, дудочках и др., поддерживание струёй выдоха вибрационных движений губ и передней части языка, выдувание мыльных пузырей, упражнения в свисте, гашение огня и пр. Затем осуществляется дифференциация ротового и носового выдохов. Одновременно с этим речевой материал (звукосочетания, слова, словосочетания) проговаривается без чрезмерных усилий, кратко и легко, с естественными интонациями и в умеренном темпе, с выдерживанием пауз. Для компенсации небно-глоточной недостаточности в послеоперационный период формирование всего артикуляторного базиса происходит в передних отделах ротовой полости. После гласных звуков корригируются сонорные согласные "и", "л", "р", а затем шумные согласные. Добавляются также упражнения для стимуляции небно-глоточных структур, которые выполняются при расслаблении мускулатуры языка, который должен свободно лежать на две полости рта, прилегая к нижним резцам. Сюда входят задания: произнесение гласных и их сочетаний типа "йа-йа-йа", "ба-ба-ба", "а-а-а" при опоре подбородка на сцепленные пальцы рук и с движением головы вверх на каждом вдохе; мысленное произнесение сочетаний "иэо-иэо-иэо", а затем звука "п-п-п"; медленное произнесение звуков "к" и "г"; звучное и длительное произнесение сочетаний "мм-мь, мм-мь, мм-мь"; произнесение фраз с имитацией позевка: "Видели ли лилию?", "На мели мы налима ловили", "Туманы Лимана манили меня".

Итак, оптимально организованные ротоглоточные полости, использование мягкой атаки голоса, координированное взаимодействие напряженности неба и глотки с активным ротовым выдохом, вокальные занятия и ортофонические упражнения повышают разборчивость речи, препятствуют появлению вредных компенсаций, устраняют носовой оттенок голоса и его слабость. В беседах, играх и при работе с ребенком постоянно поддерживается его активность, уверенность в собственных возможностях и силах, поощряется успех, оказывается всяческая помощь в нормализации отношений с коллективом и окружающими. Для достижения положительных результатов и ребенку и матери необходимо проявлять настойчивость, трудолюбие и терпение. Практика убедительно доказала, что после обучения, развивающих и коррекционных мероприятий пациенты изменяются в личностном плане, проявляют общественную и профессиональную активность и мастерство, работая в различных сферах.

Назад    Наверх    Вперед


*  Л.И. Вансовская Профилактика речевых нарушений в дошкольном возрасте // Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями [Механизм..., 1989]