Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 13 - Нарушения речи при локальных поражениях мозга

13.1. История изучения речевых расстройств, вызыванных мозговыми заболеваниями

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Изучение мозговой организации слухо-речевых функций исторически сложилось на основе анализа особенностей изменения речевой деятельности при различных, особенно локальных, поражениях мозга. По словам И.П. Павлова, “патологическое часто открывает нам, разлагая и упрощая, то, что заслонено от нас, слитое и усложненное в физиологической норме” [Павлов, 1951, с.317].

Начальный этап изучения нарушений речи при локальных поражениях мозга

Исследования нарушений речи при локальных поражениях мозга насчитывают более 100 лет, хотя отдельные работы отмечаются в клинической литературе с XVII в. Одним из первых идею непосредственной связи различных психических функций с определенными участками коры головного мозга высказал в 1823 г. австрийский врач и анатом Галль [Gall, 1823]. Так, например, словесная память помещалась им в базальные участки лобных долей. Эта идея, рассматривавшая кору головного мозга как субстрат психической деятельности, оказывала большое влияние на медицинскую общественность. Неудивительно, что П. Брока в 1865 г., при описании больных, страдавших потерей речи, связал обнаруженное им очаговое поражение левого полушария мозга, вовлекшее и нижние отделы лобной доли, со способностью к моторной речи [Broca, 1865]. С этого времени зона нижнего отдела третьей лобной извилины левого полушария стала связываться с его именем и рассматриваться как центр артикулированной речи. Нарушения речевой деятельности на моторном уровне(моторной речи) стали называться афазией Брока, или моторной афазией.

Позднее, в 1872 г., было установлено, что поражения этого же полушария, но иной локализации, ведут к иным нарушениям речевых функций – к затруднению понимания речи [Wernicke, 1874]. К. Вернике описал случай нарушения понимания речи больным с поражением задней трети первой височной извилины левого полушария. Больной не мог писать под диктовку, повторять обращенные к нему слова и т.д. Из этого Вернике сделал вывод, что в задней трети первой височной извилины сосредоточены сенсорные образы слов, а весь комплекс расстройств, связанных с поражениями этого участка, стал обозначаться как синдром сенсорной афазии. Таким образом, соответственно двум “центрам речи”, стали говорить о двух основных формах речевых расстройств - моторной (Брока) и сенсорной, или сенсорно-слуховой (Вернике), афазиях.

Позднее было установлено, что поражения того же – левого полушария, но иной локализации, ведут и к другим нарушениям высших психических функций – нарушениям чтения, письма и счета [Kussmaul, 1889; Charcot, 1889], расстройству сложных форм узнавания [Charcot, 1889; Freud, 1891]. Левое полушарие стало считаться единственным носителем высокоорганизованных психических функций, в том числе и речевой деятельности (этим объясняется надолго закрепившееся за ним название доминантного полушария). Роль правого полушария – недоминантного – считалась второстепенной, и выяснение его функций долго не привлекало внимания исследователей.

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.