Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 13 - Нарушения речи при локальных поражениях мозга

13.3. Современный подход к афазии Вернике (столетний путь "афазического симптомокомплекса") (продолжение)

А.Р. Лурия*

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Нетрудно видеть, что если симптомокомплекс сенсорной афазии, впервые выделенный К. Вернике сто лет назад, был описан с предельной ясностью и остался без изменений на протяжении всего дальнейшего времени, то его теоретическая трактовка была крайне неясной и нуждалась в существенном пересмотре. Открытие К. Вернике с полным основанием можно отнести к той группе научных находок, когда описание факта забегает далеко вперед, не опираясь на зрелую теорию, и тогда нужны десятилетия, прежде чем описанная система явлений получит соответствующее теоретическое объяснение.

Преодоление теоретически неадекватного объяснения нового синдрома, описанного К. Вернике, могло быть обеспечено лишь коренными изменениями в теории звуковой организации человеческой речи и выработкой новых понятий звукового строения языка.

Это было сделано через пятьдесят лет после открытия Вернике. Коренной сдвиг в языкознании и психологии речи, который позволил преодолеть указанный выше конфликт - в попытке объяснить нарушения понимания речи то из частных дефектов слуховых ощущений, то из интеллектуального нарушения понятий, - был осуществлен Пражской лингвистической школой и связан с именами С. Н. Трубецкого, Р.О. Якобсона и их многочисленных учеников

Легко понять, что сложившаяся в современном языкознании теория фонематической организации языка вносит коренные изменения как в подход к проблеме понимания речи, так и к той форме ее патологии, которая проявляется в симптомокомплексе сенсорной афазии.

Понимание речи больше не рассматривается с дуалистических позиций и не трактуется как процесс элементарных слуховых ощущений, "ассоциированных" с их интеллектуальной переработкой, а рассматривается как единый сложный процесс переработки информации в соответствии с фонематической организацией языка, как процесс "квалифицированного слуха", организованного согласно объективному фонематическому строю человеческой речи.

В соответствии с этим коренным образом изменяется и основная трактовка симптомокомплекса сенсорной афазии. Этот симптомокомплекс перестает рассматриваться как частичное нарушение элементарного слуха, ограниченное пределами "Sprachsexte" или как результат частичного интеллектуального дефекта. Обе эти альтернативы становятся излишними, и симптомокомплекс сенсорной афазии начинает трактоваться как результат нарушения "квалифицированного" (фонематического) слуха, построенного в соответствии с объективной фонематической структурой языка.

Факты, с предельной точностью описанные сто лет назад Вернике, получили свою научную квалификацию, а то обстоятельство, что описанный им симптомокомплекс возникает при поражении вторичных отделов слухоречевой зоны коры левого полушария, которые играют решающую роль в организации фонематического слуха, делают понятными и те мозговые механизмы, которые лежат в основе этого синдрома.

Таков сложный, столетний путь, который прошло учение о сенсорной афазии., путь, на котором точное описание фактов оказалось отделено тремя четвертями столетия от того момента, когда лежащие в его основе механизмы стали теоретическими понятиями.

Теперь у нас есть все основания включить этот симптомокомплекс в хорошо известный в настоящее время в клинике разряд явлений, известных под термином агнозия, трактовать ее как специальную форму нарушения слухоречевого анализа звуков, который осуществляется посредством включения непосредственно воспринимаемых звуков речи в определенную фонематическую систему, т.е. акустикогностических расстройств.

Назад    Наверх    Вперед


* Лурия А.Р. - (МРУ, факультет психологии)