Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 13 - Нарушения речи при локальных поражениях мозга

13.3. Современный подход к афазии Вернике (столетний путь "афазического симптомокомплекса") (окончание)

А.Р. Лурия*

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

Существует, однако, и другая форма сенсорной (или акустико-гностической) афазии. При ней четкость фонематического слуха остается сохранной и больной в состоянии как повторить, так и правильно написать предложенное слово. Основной дефект заключается в том, что, правильно восприняв звуковую структуру слова, такой больной не в состоянии узнать его значение и при предложении нарисовать обозначаемый данным словом предмет оказывается неспособным это сделать. Такое нарушение происходит в другом звене, приближаясь ко второй форме оптической агнозии, описанной Лиссауэром.

Мы еще не знаем ни физиологических механизмов, приводящих к этому второму варианту акустико-гностических нарушения восприятия речи, ни того неврологического звена, поражение которого может оставить фонематический слух сохранным, но приводит к существенным затруднениям в отождествлении значений этих сохранных звуковых комплексов. Некоторые наблюдения заставляют предполагать, что именно такой тип нарушений может возникать при поражении височно-затылочных отделов коры левого полушария и что эти нарушения больше всего приближаются к описанной в свое время "оптической афазии". Становится ясным то, что на пути анализа подобных вариантов акустико-гностических нарушений речи могут быть сделаны важные шаги в установлении того, в каких именно звеньях может ломаться процесс восприятия звуковой речи.

Таким образом, внутренние механизмы двух вариантов акустико-гностической афазии, которые мы только что рассмотрели, остаются еще недостаточно ясными. В целях уточнения "афазического симптомокомплекса", впервые описанного Вернике, был сделан еще один шаг, который привел к более четким представлениям.

Анализ большого числа поражений левой височной области показал, что наряду с "акустико-гностическими" нарушениями речи существуют и "акустико-мнестические" нарушения, которые возникают при иной локализации поражений левой височной области и которые имеют совсем иную клиническую картину. Эти нарушения возникают при поражениях, располагающихся либо в пределах средней височной извилины, либо же в белом веществе левой височной области. Характерным для их клинической структуры является то, что фонематический слух может оставаться здесь сохранным и явления "отчуждения смысла слов" (или нарушение узнавания значения слов) не возникают.

Основой этих нарушений является невозможность удержания больными большого объема предъявляемой на слух речевой информации, каждое последующее звено сколько-нибудь длинного речевого ряда начинает оказывать тормозящее влияние на предшествующее звено, и больной, услышавший второе слово предъявленного ряда, тотчас же забывает первое, предъявленное ранее. Именно поэтому больные с такой формой акустико-мнестической афазии легко удерживают одно-два изолированных слова (или одну короткую фразу), но оказываются уже не в состоянии удержать группу из трех изолированных слов или две-три последовательно предъявляемые фразы. Повышенная тормозимость слухоречевых следов интерферирующими (речевыми или даже неречевыми) воздействиями оказывается центральным дефектом для всего этого симптомокомплекса.

Все это позволило выделить наряду с "акустико-гностической" формой височной афазии (или собственно афазией Вернике) еще и вторую форму - "акустико-мнестическую" афазию [Лурия, 1964, 1966, 1970, 1973; Лурия, Соколов, Климковский, 1967; Климковский, 1967 и Цветкова, 1972; Калита, 1974], которая и оказалась важной формой "афазического симптомокомплекса". Подобные расстройства встречаются не реже (а может быть и значительно чаще) классической афазии Вернике, и в их основе лежит иное первичное нарушение (сужение объема слухоречевых следов и их повышенная тормозимость интерферирующими воздействиями). Все это заставляет думать, что анализ этого симптомокомплекса еще приведет нас к открытию новых и важных мозговых механизмов, лежащих в основе восприятия и удержания слухоречевой информации.

Мы проследили в самых общих чертах судьбу одного открытия, которое было сделано К. Вернике сто лет назад и которое фактически было началом новой отрасли неврологии - учения о речевых расстройствах, возникающих в результате локальных поражений мозга.

Мы могли наглядно убедиться в том, как много времени может пройти, прежде чем описание клинического факта начнет опираться на теорию, способную адекватно истолковать этот факт и найти лежащие в его основе механизмы.

Назад    Наверх    Вперед


* Лурия А.Р. - (МРУ, факультет психологии)