Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 14 - Нарушения речи, вызванные заболеваниями мозга, не связанными непосредственно с нарушением речевых зон

14.2.2. Использование метода контент-анализа для исследования особенностей речевого поведения больных неврозами

Н.А. Додонова. Я.А. Меерсон *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

В различных областях человеческой деятельности могут возникать ситуации, при которых речь является практически единственным источником информации о психическом состоянии человека. В связи с этим встает вопрос, может ли речь с достаточной надежностью отражать эмоциональное и физическое состояние человека, его личностные особенности и, в частности, наличие невротических расстройств. В обширной литературе, посвященной изучению речи психических больных, имеются лишь единичные работы, посвященные изучению речи больных, страдающих неврозами, в указанном нами аспекте [Ласко и др., 1975; Malh, 1963].

Учитывая вышесказанное, задачей настоящей работы является изучение некоторых особенностей речевого поведения именно этой группы больных. В качестве метода использовался контент-анализ, позволяющий проанализировать содержательную сторону речевой продукции здорового или больного человека. Было проведено обследование 74 больных неврозами в возрасте от 18 до 55 лет (30 больных с неврастенией, 30 - с истерическими неврозами и 14 - неврозами навязчивых состоянии). Контрольная группа состояла из 20 здоровых лиц в возрасте от 20 до 50 лет.

В качестве речевого материала использовались записанные на магнитную ленту рассказы, составленные испытуемыми по 5 предложенным темам с различной эмоциональной направленностью - положительной, отрицательной, нейтральной ("Двое на берегу моря", "Ночь в лесу", "Исчезновение человека", "В незнакомом городе", "Необычное происшествие").

Наиболее часто встречающимися состояниями в клинике неврозов являются состояние тревоги, агрессии и депрессии, а областью проявления имеющихся психологических конфликтов - различные виды обобщения. В связи с этим в нашем исследовании уделялось внимание проявлению в речи именно этих состояний, а также различных типов коммуникаций.

Обработка речевого материала проводилась с помощью модифицированных нами контент-шкал Готтшалка-Глезера [Gottschalk, Gleser, 1969; Gottschalk, 1978]. Использовались шкалы тревоги, агрессии, депрессии и самостоятельно составленная шкала общения. Этот тип анализа основывается на предположении, что степень выраженности того или иного психического состояния зависит от частоты упоминаний о нем в речи и от прямой или косвенной формы выражения этого состояния. В качестве оцениваемого высказывания могут быть как слово, так и группа слов или простое предложение. В соответствии со шкалой высказываниям от 1-го лица приписывается 3 балла, от 3-го лица - 2 балла и 1 балл, если наличие измеряемого состояния отрицается или приписывается неодушевленному предмету. Затем сумма баллов, полученная для текста, делится на число оцениваемых высказываний.

Для оценки личностных особенностей испытуемых использовалась методика MMPI (вариант, адаптированный И.Н. Гильяшевой, Л.Н. Собчик, Т.Л. Федоровой, 1984).

Каждый из рассказов оценивался по выраженности:

  • тревоги по поводу смерти и физического неблагополучия (тр1);



  • тревоги по поводу разобщения (тр2);



  • тревоги социального неодобрения (трЗ);



  • неопределенной тревоги (тр4);



  • тревоги за других людей (тр5);



  • открытой агрессии, которая проявляется от лица рассказчика (агр1);



  • скрытой агрессии, выражаемой от лица других действующих лиц рассказа (агр2);



  • амбивалентной агрессии, направленной одновременно вовне и на себя самого (агр3);



  • депрессии.

Назад    Наверх    Вперед


* Н.А. Додонова. Я.А. Меерсон Использование метода контент-анализа для исследования особенностей речевого поведения больных неврозами // Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями [Механизм..., 1989]