Проект дистанционного обучения нейролингвистике

Глава 14 - Нарушения речи, вызванные заболеваниями мозга, не связанными непосредственно с нарушением речевых зон

14.3.1. Речь при шизофрении (продолжение)

Т.В. Черниговская *

Назад    Наверх    Вперед


Введение

Содержание

Глоссарий

Библиография

Разработчики

В самом общем виде речь при шизофрении описывается как разорванная, бессвязная, аграмматичная, непонятая, усложненная и т.д. Из далеко не полного перечисленного списка видно, что такие описания носят чисто качественный и очень субъективный характер. Вопрос об объективности характеристик очень не прост не только потому, что описание речевых особенностей больных основывается главным образом на впечатлении исследователя, а не на статистических характеристиках или достаточно строгих измерениях. Описания речи таких больных связаны в основном со смысловой стороной, а лингвистически – с наиболее высокими уровнями – семантикой и грамматикой текста – уровнями, наиболее трудными для формализации и количественной обработки. Как правило, для более объективного описания речи шизофреников пользуются системой экспертной оценки различных специалистов, сопоставляющих речь больных шизофренией с речью больных с другими патологиями и речью в норме. Ясно, что и такая система является весьма ненадежной.

Конкретным проявлениям речевой патологии при шизофрении посвящено огромное количество работ. Как правило, эти работы описывают нарушения какого-то одного уровня лингвистической системы. При этом, наиболее сохранными считаются наиболее автоматизированные низшие уровни, а наиболее измененными – высшие, связанные с нелингвистическими факторами – с нарушениями коммуникативности, аутизмом, и т.д. В целом, можно сказать, что нарушения речи при шизофрении удобнее всего описывать в рамках понятий, выработанных сравнительно молодой отраслью лингвистики – грамматикой текста. С этой точки зрения описываемая речевая патология характеризуется отсутствием установки на слушателя или читателя (так сказать, речь для "внутреннего употребления"), нарушением цельности и связанности текста.

Статистически тексты устной и письменной речи у больных шизофренией обследованы достаточно удовлетворительно. Определялось соотношение словарного запаса к объему текста, доли личных местоимений и существительных с абстрактными значениями [Faizbanks, 1944; Fliegel, 1965]. Исследовалась длина предложений, доли многосложных слов [Lorenz, 1953; Lorenz, Cobb, 1954], показатели энтропии речи [Андреев, Аминев, 1968], лексическая частотность [Пашковский, 1983]. Статистические данные такого рода имеют реальное прикладное значение, так как могут быть использованы в диагностических целях. Так, например, в работах [Portnoff, 1982] производился сопоставительный анализ речи больных с различными патологиями. Для каждого отрезка речи строился граф, характеризующий смысловые связи между элементами. Оказалось возможным с точность до 80% отделить шизофренические речевые нарушения от прочих, что оказалось более точным, чем оценка психиатров на основе общего впечатления. Результаты статистического анализа синтаксической структуры текстов больных шизофренией свидетельствует о том, что имеют место нарушения структуры сложного предложения, появляются сочетания, несвойственные русскому языку [Леонтьев и др., 1973], отсутствует стремление к точности и конкретности описания, больные склонны к формально-логическим заключениям и схоластическим построениям [Щербатов, 1982].

Наиболее изученным уровнем шизофренической речи является лексический. Наиболее распространенным методом исследования является свободный или направленный ассоциативный эксперимент, восходящий еще к Блейлеру [Bleuler, 1950], говорившему о "разрыхлении ассоциаций" у шизофреников. Лексика исследуется с точки зрения частотности, принадлежности к тем или иным частям речи и т.д. Однако, и здесь никакого единообразия мнений нет. Описание статистических данных о распределении частей речи при шизофрении в сравнении с эпилепсией и нормой приводятся в работах Щербатова [Щербатов, 1982].

Что касается грамматической стороны речи, большинство исследователей сходятся на том, что они носят вторичный характер, проявляясь на поздней стадии развития болезни, когда наступает глубокий распад мышления и речи.

Назад    Наверх    Вперед


* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.